О попытках умалить значение поклонения Поясу Богородицы

На модерации Отложенный

Иерей Александр Шумский о попытках умалить значение народного поклонения Поясу Пресвятой Богородицы.

Начался Рождественский пост, а меня не покидает Пасхальное радостное, да что там радостное, ликующее настроение. Что же это была за чудесная неделя в нашем первопрестольном граде! К нам с небес спустился Пояс Пресвятой Богородицы, именно такое ощущение. Теплая нежная волна Божией благодати прошла по всей нашей Родине. И разом осветилась Россия светом невечерним, почувствовало измученное русское сердце, что не оставлено оно, не покинуто Богом и Божией Матерью. И потянулись миллионы людей к святыне.

Никакой рекламой, никаким пиаром не объяснить такой невиданный всплеск народного благочестия и народной веры. Официально приложились к святыне почти три миллиона человек, но нет сомнения в том, что если бы была физическая возможность, то пришли бы ещё десятки миллионов людей. Поэтому мы вправе говорить, что в течение дней пребывания Пояса Пресвятой Богородицы на нашей земле, мы были свидетелями небывалого всенародного порыва России к Богу. А что происходило в те же дни в других местах земного шара? В Египте и Сирии - уличные бои и беспорядки, где-то парады содомитов, а в США «черная пятница», когда толпы людей, простоявшие всю ночь у супермаркетов, ринулись, давя друг друга, к прилавкам, чтобы урвать залежалый, уцененный товар. У них «черная пятница» (надо же как они сами точно назвали этот день!), а у нас светлая седмица!

Вполне естественно, что такое всенародное поклонение святыне вызвало шок и крайнее раздражение у российских либералов, презирающих и ненавидящих Россию и русский народ. У одного НТВшника, с характерной фамилией Лобков, выпученные глаза буквально остекленели от ненависти, когда он изрыгал кощунства в адрес женщин, которые молились перед Честным Поясом Пресвятой Богородицы о рождении ребенка. Но с либералами всё ясно, другого мы от них и не ожидали, они ещё долго будут сотрясаться судорогами русофобии и ненависти к Православию. Нам до них дела нет. Как принято говорить в таких случаях на Востоке: «Собака лает, а караван идет». Но вот на высказывания, раздающиеся из нашего православного стана, стоит обратить внимание.

Вновь отличился главный специалист по миссионерству протодиакон Андрей Кураев (не хотелось о нем вспоминать после его позора в Молдавии). Мне казалось, что отец Андрей всё-таки задумается после того постыдного случая, но ничего подобного, с Кураева, как с гуся вода. Стремление народа поклониться святыне он называет «ажиотажем». Иронизирует, говоря: «Совершенно аналогичные святыни находятся в Москве, причем сразу в нескольких храмах». С презрением высказывается о народной жертвенности. Я не хочу приводить подробные цитаты из кураевских опусов, хочу лишь заметить, что не бывает «аналогичных святынь», все святыни неповторимы. А вот «аналогичные священнослужители», презирающие собственный народ, к сожалению, бывают. Один батюшка из Волгограда договорился вот до таких слов: «Люди хотят без труда, на халяву урвать святость».

Это он говорит о людях, которые сутками стояли в очереди. Да дело даже и не в этом. Посмотрел бы волгоградский батюшка в глаза тем, кто стоял в той очереди, увидел бы в них радость о Господе, но он там не был, и, тем не менее, дает себе право на подобные безответственные высказывания.

Мне дважды посчастливилось дежурить у храма Христа Спасителя и подолгу беседовать с людьми. Меня поразило радостное, без всякого «ажиотажа», настроение людей. Такое настроение бывает разве что в пасхальные дни. Никакого ропота, раздражения и недовольства и в помине не было, а вот единение православных русских людей ощущалось как никогда ранее. В этом единении вокруг святыни состоит главный смысл события. Один известный профессор Духовной академии посетовал, что люди не с тем обращаются к Богу и Божией Матери. Надо бы, по его мнению, просить у Бога помощи в борьбе со страстями, с тщеславием, гордыней, а не о том, чтобы муж бросил пить или о зачатии ребенка, об удачном замужестве или исцелении от болезни. Да почему же нельзя об этом просить? А о чем просила Господа кровоточивая жена? А от чего исцелял Господь расслабленного? Разве не от недуга? Избавление от болезни является для исцеленного импульсом, двигающим его по лестнице духовного восхождения. Ведь для очень многих людей, стоящих в очереди к Поясу Богородицы, это был первый реальный опыт соприкосновения со святыней.

В правильной педагогике соблюдается принцип постепенности, нельзя от новоначального требовать, чтобы он мыслил и чувствовал как профессор Духовной академии. А что же плохого и недуховного в том, что бесплодная женщина просит о зачатии дитя? Разве такая молитва не является началом духовного возрождения человека? А за пьяницу кто ещё помолится также крепко как любящая жена или мать? И разве такая молитва не приближает человека к Богу? По логике профессора Духовной академии люди должны были сесть на землю, разорвать на себе одежды и устроить вселенский вопль о своей полной безнадежности. А тут ещё городские власти помешали «вселенскому плачу». Вовремя поставили туалеты и организовали для паломников бесплатную горячую еду и чай.

По логике профессора, всё это не дает человеку возможности осознать свою полную несостоятельность перед Богом. Надо было бы, наверное, полить людей холодной водой для укрепления духовности. А я с радостью смотрел, как людям предлагали теплую еду и чай. Приятно было осознавать, что и власть не позабыла позаботиться о народе православном, не так уж часто мы такое наблюдаем. Один крепкий мужик в очереди, взяв у меня благословение, сказал: «Когда-то Минин с Пожарским приходили Родину спасать, а сейчас вот сама Царица Небесная пожаловала». «Ну, что, брат, выстоим?», - спросил я. «Умрем, бать, но выстоим», - ответил он.

Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»