Центр и регионы: о новом разделе власти и денег
До 120 полномочий федерального центра может быть передано регионам уже с 2013 года. По оценкам Министерства регионального развития, это позволит сократить около 100 тыс. федеральных чиновников. Эксперты не верят, что такое количество бюрократов окажется не у дел и указывают, что передел полномочий не подкреплен финансами. Как заново разделить бюджетные доходы между центром и регионами, по-прежнему непонятно.
Курс на децентрализацию полномочий провозгласил президент Медведев в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. К 1 декабря рабочая группа вице-премьера Дмитрия Козака должна представить предложения по передаче функций федерального центра на места, а группа его коллеги Александра Хлопонина — доложить о перераспределении доходных источников. В пятницу их предварительные предложения обсуждали федеральные чиновники, вице-губернаторы и мэры на конференции «Региональная Россия».
Ясного плана реформы вертикали власти нет. Как рассказал замминистра регионального развития Роман Панов, рабочие группы в Кремль свои предложения уже направили. Речь идет о том, чтобы сбросить с федерального уровня примерно 120 полномочий, что позволит сократить территориальные органы различных ведомств и высвободить до 100 тыс. человек. Срок 1 декабря был поставлен для того, чтобы запустить механизм перераспределения полномочий уже с 2013 года. Однако, по признанию Панова, «работа находится сейчас на середине» и продвигается медленно, поскольку «все сложнее, чем ожидалось».
Тем не менее набор полномочий для передачи регионам сформулирован. Логика в том, чтобы оставить за центром общее регулирование в тех или иных сферах, а исполнение и контроль передать субъектам федерации. Центр может отказаться от вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, земельного контроля, охраны труда, части вопросов здравоохранения.
При этом «снизу» просили совсем другого. Регионы хотели заниматься недропользованием, вести государственный кадастр недвижимости, распоряжаться федеральным имуществом, приводил примеры Панов. Но чиновник отметил, что 90% инициатив субъектов противоречат друг другу, так что учесть их было просто невозможно.
Теперь главный вопрос — за счет каких средств регионы будут выполнять новые задачи. Панов пояснил «МН», что среди предложений, внесенных президенту, инициатив по перераспределению налоговых потоков пока нет. Между тем решать этот вопрос придется. «МН» уже рассказывали о возобновившейся дискуссии вокруг возможного возвращения налога с продаж как средства наполнения региональных бюджетов («МН» от 22 ноября). Регионы и муниципалитеты и так зависят от федеральной помощи. Например, по словам главы Пскова Ивана Цецерского, из 4 млрд руб., составляющих бюджет города, половина — это дотации и субвенции.
Директор департамента по вопросам административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков говорит, что передавать полномочия регионам можно только после передачи финансовых источников. А доцент ВШЭ Павел Кудюкин обращает внимание, что сам список передаваемых полномочий нелогичен.
Предложения сформированы хаотично, говорит он, на уровне центра необходимо оставить как раз контрольно-надзорные функции, а в регионы отдать исполнение. В противном случае коррупция просто спустится на региональный уровень. Странно передавать регионам заботу о санитарно-эпидемиологическом благополучии. По мнению Кудюкина, исходя из Конституции, подобные вопросы должны контролироваться на федеральном уровне. Елена Добролюбова, гендиректор Центра экономического и финансового консалтинга, не верит в массовое сокращение чиновников в результате реформы: «На местах тут же еще наплодят чиновничьих структур для осуществления новых административных функций», — говорит она. Туда скорее всего и перейдут уволенные чиновники, тем более что, как напоминает Добролюбова, зарплаты региональных служащих в 1,5 раза выше, чем у федеральных.
Минфин просит регионы не завышать доходы
Андрей Сусаров
О том, что власти регионов закладывают в бюджеты на следующий год нереалистичные доходы, и.о. министра финансов Антон Силуанов заявил в пятницу в Совете Федерации, когда сенаторы принимали федеральный бюджет на 2012–2014 годы. Минфин опасается, что переоценка доходной базы помешает исполнению бюджетов, особенно в случае ухудшения экономической ситуации. Если регионам не хватит ресурсов, придется прибегать к сокращению расходов или помощи федерального центра. Силуанов признал, что со следующего года нагрузка на региональные бюджеты возрастет: увеличится зарплата бюджетников, нужно будет сформировать дорожные фонды, куда в полном объеме пойдет, например, транспортный налог. Сейчас многие регионы имеют привычку тратить эти деньги на более острые нужды.
Регионы вынужденно раздувают доходы, считают эксперты. Деньги нужны для выполнения завышенных особенно перед выборами обещаний, считает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Закон устанавливает ограничения по объемам дефицита регионального бюджета, несоблюдение может повлечь санкции Минфина. Регионы, не желая оказаться в числе нарушителей, начинают подгонять под расходы свои доходы. Но если нового обострения кризиса не будет, то большинство территорий справятся с исполнением бюджетов, уверен экономист. Главное, пережить президентские выборы в начале 2012 года. «После этого, если они не будут собирать предусмотренные доходы, первое, что сделают губернаторы, — пойдут в Минфин за деньгами.
«Минфин этого не хочет», — объясняет эксперт. Не исключает он и урезания расходов. Первыми пойдут под нож затраты на ремонты, НИОКР и другие статьи, не связанные с зарплатой.
Еще более острой является проблема дефицита муниципальных бюджетов. Российские муниципалитеты просто бедные, убеждена Нина Миронова из Института экономической политики имени Гайдара. «Дефицит ими покрывается за счет практически полного неисполнения полномочий. Реально госуслуги не оказываются», — доказывает эксперт.
Комментарии
В реале их станет в 3 раза больше!
И впрямь, в какое удивительное время мы живем.