Раз в Крещенский вечерок
На модерации
Отложенный
Святки на Руси издавна праздновали 12 зимних дней, начиная с Рождества и заканчивая Крещением. Гадания, колядования, танцы, шутливые розыгрыши - все это непременные атрибуты Святок. Вероятно, особо любимыми святочные дни стали в народе за запрет работать, особенно после наступления темноты.
Кстати, несмотря на распространенное мнение, Святки никакого отношения к религии не имеют, больше того, Церковь сурово осуждает связанные со Святками обряды. Церковь запрещала во время Святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого Вселенского Собора: "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шесптлетней епитимий, пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".
Однако запреты эти, как это часто бывает, приводили к обратному результату: народ Святки полюбил, и отказываться от веселого зимнего загула не собирался. Старинное поверье говорило о том, что в первый день Святок на землю возвращаются души умерших и начинается разгул нечистой силы. А раз так, то надо воспользоваться случаем и пообщаться с этой силой, бесстыдно заглядывающей в людские жилища. Правда, в сами дома нечистая заходить робела - иконы ж везде висели, а это ей не по нраву. Зато всегда было немало мест, где нечистая сила могла разгуляться от души - заброшенные или недостроенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки. Само собой, весьма вольготно, по народным преданиям, чувствовала себя всякая нечисть на кладбищах, да только ходить туда по ночам отваживались лишь самые отчаянные.
Известный православный миссионер, профессор Московской Духовной академии диакон Андрей Кураев недавно тоже высказался против гаданий на святки и прочих суеверий, в частности, боязни «пятницы, 13-го».
«Что касается святочных гаданий, так это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу - они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении», - сказал отец Андрей в интервью, опубликованном газетой «Известия».
Продолжая тему предрассудков, отец Андрей рассказал забавный случай из своей жизни.
«Когда я только поступил в семинарию, выяснилось, что один из моих одноклассников - комсомолец. Начали его спрашивать - как ты мог?! А он в ответ: «А что такого?» Ну как же, ВЛКСМ - атеистическая организация! С чего, спрашивает, вы это взяли? Так устав обязывает члена ВЛКСМ бороться с религиозными предрассудками. А он отвечает: это моя первейшая обязанность христианина - бороться с предрассудками. И с точки зрения логики спорить было трудно», - сказал отец Андрей.
Он также призвал не обращать внимание на суеверия, сказав, что «у веры и науки один враг - предрассудки».
Вот это перл выдал господин диакон, поставив веру и науку в один ряд в борьбе с предрассудками. А я то грешный думал, что церковь это и есть самый главный предрассудок. Вот ведь как можно имея профессорское звание поставить все с ног на голову.
А какую фразу вы вспоминаете в первую очередь при слове «гадание»? Наверняка, «Раз в Крещенский вечерок» Жуковского?
Комментарии
А насчёт гадания... С чего это попы взяли, что это противно Богу или Христу? Возможно, гадания - это один из способов заглянуть в неизвестное, что-то вроде научного прогноза. Типа прогноза погоды. Вот только над этим методом прогноза смеются и так называемые учёные, и служители Церкви.
Это если с сужденным уже переспалось несколько ночей.
Когда-то, как скептик, интересовался людьми с необычными способностями. Встречался с женщиной, которая ставила у изголовья дивана свечку и ложилась спать. А утром обнаруживала, что остатки воска (или чего-то того, из чего свечка сделана) сформировывали разные (узнаваемые!) фигурки. Возможно, мысли девушки (как материальная субстанция) каким-то образом влияли на форму растекающегося расплавленного воска.
Дикарям тоже, наверное, казалось бы чудом прогнозирование погоды на пару дней вперёд. Или общение с человеком, находящимся за сотни или тысячи километров, с помощью какого-то предмета, прижатого к уху.
Представители науки, отрицающие так называемые аномальные явления (то есть такие, какие они не могут объяснить в рамках своей научной и мировоззренческой парадигмы), не подобны ли тем дикарям?
А кому подобны служители Церкви, объявляющие все то, что не укладывается в рамки их догматов, проделками бесов и диавола?
А отношения можно испортить только с Церковью. Например, как в случае со Львом Толстым.
Заблуждения были и раньше, но современные СМИ, особенно телевизионные, по сути, пропагандируют упомянутые антихристианские развлечения..
А невоцерковленный народ легко "покупается" на это...
Сей диакон и не такие пенки выдавал, ничему не удивлюсь. Его и православным нельзя назвать, не то что богословом.Сегодня в РПЦ как и во власти России, все перевернуто с ног на голову. Только безумный может пойди за такими проповедниками.:))
В этот момент из зала поступила реплика, относящаяся к уже упомянутому интервью из журнала "Факел" №9 2002 г., где на вопрос, может ли гомосексуалист быть православным священником, Кураев ответил буквально следующее: "Да, может. При условии, если он, как и человек нормальной сексуальной ориентации, умеет контролировать свое влечение". (продолжение следует)
На этом лекция завершилась, породив в умах смущенных слушателей целый ряд нелицеприятных вопросов. http://nokuraev.narod.ru/Kuraev-Protiv-/Kuraev-Magadan2-.htm