Что терпят паломники, желающие прикоснуться к святыне
Пояс Пресвятой Богородицы, который привезли в столицу, стал событием года. Москвичи берут отгулы - занимают очередь к святыне. Ажиотаж страшный.
- В прошлые выходные люди стояли по 13 - 14 часов на морозе, - обсуждают в маршрутках новости с «фронта». - Такое не каждому дано вытерпеть...
Вот мы и решили выяснить, каково на самом деле приходится православным, желающим прикоснуться к святыне. Выхожу из метро и тут же ускоряю шаг, пристраиваясь за другими гражданами. А народ просто несется, как птица-тройка. Хотя кто-то скользит, даже падает. Хвост очереди где-то в районе Крымского моста, и каждый надеется ухватить его первым. Особенно спешит стайка студентов.
- В очереди раздают бесплатные пирожки, чай, булочки, - ободряет друзей один из студентов. Ребята явно еще не обедали.
Завидев вереницу ларьков с фастфудом, студенты вжарили не по-детски. Как выяснилось, зря - все платно.
- Говорят, бесплатная полевая кухня будет дальше, на полпути к храму, - утешает молодежь продавщица.
- Дальше? - студенты дружно вытянули шеи: людская толпа уходит за линию горизонта...
Итак, на часах 16.30 - встаю в очередь. С правой стороны ориентир - теплоход «Валерий Брюсов». Со всех сторон паломники. Ожидала увидеть смурные лица и глаза, опущенные в церковные книжки. Ничего подобного. Народ все больше светский. Много женщин. И это понятно - у прикоснувшихся к Поясу Богородицы, как гласит легенда, больше шансов родить. Но мужики-то чего мерзнут?
- Вы тут по какому вопросу? - интересуюсь у парней (по виду боксеры). - Богородица же дарует здоровье по женской части.
- Богородица - заступница наша, - заводятся парни. - Это че выходит: за тебя заступится, а за меня нет?
- Веришь, что если прикоснешься, то она тебе поможет?
- А то!
- Держи, мужик, карман шире! - пытаюсь внести нотку атеистического скепсиса.
Паломники, улыбаясь, прислушиваются к нашей перепалке. Потом дружно стыдят. Мол, девушка, Богородица дарует исцеление от всех болезней. Одинаково полезна и для мужчин, и для женщин.
- Поняла?! - победоносно глядят на меня парни.
- Поняла, - киваю.
В очереди вновь воцарилось согласие, народ нетерпеливо подпрыгивает на морозе.
17.32. Полиция с помощью металлических заграждений разделила очередь на отсеки. Мы в своем «загоне» томились больше часа, наконец заграждение открыли - переход в следующий.
- Народ, каша! - ликуют «первопроходцы».
Вдоль набережной - полевая кухня. Дают гречку с тушенкой. Одна кухня принадлежит полиции, две другие - МЧС.
- А у полиции каша-то подгорела, - иронизируют паломники, потянув носом. Переаттестацию прошли, а кашу варить не научились.
Научились или нет, мог проверить каждый. Особой толкотни не было (в отсек помещается не так много людей), так что все желающие получили свою пайку.
- На следующей остановке будет суп. Потом плов. А для самых стойких - макароны по-флотски, - шутит кто-то из балагуров.
Дружный хохот. Но дальше никакой кормежки уже не было. Так что тем, кто поскромничал, приходилось терпеть.
- Держи, малой, - парень, стоявший неподалеку, протянул шоколадку пацану, который стал жаловаться бабушке на голод. - И давай-ка попрыгай, кровь разгонишь, теплее будет!
18.20. Перегоняют в очередной отсек - там чай и туалеты. Но мы пробегаем мимо - очередь идет быстро. Очень холодно.
- Если надо, хоть двое суток буду стоять, на коленях к ковчегу поползу, - делится соседка Татьяна Захарова. - Дочка почти десять лет ребенка зачать не может. Сама в больнице сейчас, почки лечит. За нее попрошу и дитя будущее.
- Веруете в чудо?
- А во что же еще верить, если медицина бессильна? Только на Бога и Пояс всемогущий уповаю.
18.40. Очередной отсек. Наконец автобусы. Они стоят вдоль очереди. Обычные рейсовые. Набиваемся в салон. Знающие люди мотают портянки из газет. Говорят, так будет теплее - старая походная мудрость.
- Вам дать газетку? - по-христиански предлагает одна из женщин, вытаскивая из сумки свежую «Комсомолку».
- Давайте! - благодарю женщину. Все-таки полезную вещь мы с коллегами выпускаем.
Очередь вновь двинулась.
19.00. Отстояв два с половиной часа, вышли на финишную прямую, свернули в Саймоновский проезд. Похоже, все самые тяжелые испытания впереди: больше никаких шансов купить или получить бесплатно съестное и чай. Отсеков тоже нет - все слились в одну толпу. Стоим, плотно прижавшись друг к другу. Ждем сосредоточенно. То ли устали, то ли приближение к месту паломничества уже влияет. По толпе шныряют цыгане, которые сопровождают Пояс по всей России, и монахи несуществующих монастырей. Народ жертвует щедро - в котомки кладут не меньше сотни зараз.
20.00. Не двигаемся с места. Ноги задубели. Кое-кто сдается и уходит.
Чтобы поднять дух народа, группа паломников, которые до этого тихонько распевали псалмы, вдруг принялись восклицать: «Христос воскресе!»
- Воистину воскресе!
- взревели мужики, натренированные речевками на стадионах.
- Христос воскресе! - вновь подали голос богомольцы.
- Воистину воскресе! - понеслось эхо по толпе.
21.00. Прошли всего 500 метров. В толпе осела женщина - схватило сердце. Ее тут же подхватили врачи дежурившей неподалеку «Скорой». Машина тронулась.
- Ой, мальчик! Мальчик! - бежит какая-то богомолка вслед за машиной.
Оказалось, посадила в машину греться своего 10-летнего сына. «Скорая» притормозила, мальчуган вернулся в очередь.
- Девушке плохо! - доносится крик.
- Пропустите, пропустите, - побежали врачи в белых халатах. Чуть позже передают в толпу: ничего страшного, просто перенервничала.
22.00. Наконец пошли. Народ напирает, чуть замешкаешься - сминают. Меня вдавили немного в ограждение, я, похоже, даже вывихнула палец, держась за него. Но горевать некогда - надо следовать за людским потоком. Впереди рамки металлодетекторов, потом еще одни. Пришлось оставить термосы, у рамок из них целая свалка. Очень строго со всеми вещами. Кто-то увидел, как делегация монашек и священнослужителей проходит без очереди.
- Перед Богом все равны, прости, Господи! - кричит вслед монашкам одна из женщин.
Те глаза долу - и вперед через все кордоны.
22.15. Ура-ура-ура! Заходим в храм. Повеяло теплом. Народ разомлел, но лишь на минуту. Очередь по самому храму движется медленно, но все боятся, что не успеют купить иконы. Деньги передают через головы. В храме идет служба. Песнопений почти не слышно. Над ухом выкрики: «Что? Почем? А две можно?» Народ сметает в церковной лавке свечи, кресты и иконки.
Детишки начинают хныкать. Взрослые молятся, подглядывая в бумажки. Душно. Успокаивает одно: святыня уже совсем близко.
- Крестимся заранее, не задерживаем очередь! - предупреждают священники на подступах к святыне.
Одна из женщин, подойдя к Поясу, замирает в немом восторге.
- Прикладываемся, без раздумий! - торопят ее.
Кладу руку со своим больным пальцем... И вот ты снова на морозе - ошалелый. То, зачем стоял шесть часов, свершилось. Люди почему-то плачут, смеются. Уверяют друг друга, что теперь в их жизни все будет по-другому. На самом деле не факт. Пояс - он же как лампочка, если ты прикасаешься, а в тебе нет электричества - веры, то лампочка не загорится, не будет вспышки. Судя по наблюдениям, многие в очереди шли к святыне, возлагая всю самую трудную работу по сотворению чуда на Пояс, а не на свою духовную работу.
СОВЕТЫ «КП»
1. Если берете с собой термос (а это нелишнее, учитывая, что не всегда есть возможность остановиться у пунктов с чаем), обязательно прикрепите на него наклейку. Охрана забирает все емкости на входе у рамок металлодетекторов. Опознавательный знак нужен для того, чтобы найти свой термос среди сотен чужих.
2. Многие паломники, стоя в толпе, созваниваются с родными и близкими, надеясь их провести в очередь. Для этого надо бежать к ближайшему кордону полицейских и забирать родственника, который ждет по ту сторону заграждения. Но вероятность того, что операция выгорит, невелика. Чаще полицейские отказываются пропускать родных за ограждения.
3. Кто идет с маленькими детьми - вас действительно пустят без очереди. Но учтите, что в самом храме тоже очередь, стоять придется 30 - 40 минут. Для малышей это серьезное испытание, учитывая духоту и давку.
4. Беременных пускают без очереди неохотно, только если находитесь практически на сносях. Стоять женщинам в положении приходится в очереди с маленькими детьми.
5. Инвалидов без многочасового ожидания пропускают в храм, только если есть на руках удостоверение, подтверждающее увечье.
НА ЗАМЕТКУ
Поясок - не оберег и не фетиш
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
В храме всем раздают небольшие полотняные ленточки - пояски, освященные на Святом Поясе Пресвятой Богородицы. Эта традиция существуют издревле. Считается, что даже эта маленькая копия творит чудеса. Верующие опоясываются на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание.
Ректор Российского православного университета игумен Петр Еремеев:
- Для кого-то поясок - напоминание о молитве, о сердечном переживании. Для многих людей - святыня. Именно поэтому многие православные верующие не просто хранят, но еще и носят его. Известно, что издревле православные христианки, молящиеся Богоматери о помощи в зачатии и в благополучном рождении детей, получали в благословение на материнство со Святой горы подобные пояса и ленты. Повязывали их, носили на теле и поверх одежды. И по их молитве и упованию на помощь Богоматери часто совершалось чудо.
Поэтому и сегодня наши соотечественницы освящают ленты либо берут уже готовые, чтобы потом вставить в иконы Богоматери и хранить в молитвенном углу своего дома. Либо носят, если есть потребность в помощи Богоматери в зачатии или благополучном вынашивании плода. Главное здесь - вера и правильный внутренний духовный настрой. Ведь чудо без веры совершиться не может. Пояс сам по себе не творит чудеса. Это не предмет бессмысленного почитания. Поэтому ничего общего с оберегом у него нет. Так же как бессмысленно носить крест на теле или иконки, не живя в вере. Если для кого-то Пояс - оберег или фетиш, то это неправильное понимание этой святыни.
Можно ли ленту стирать?
Представители духовенства считают, что это совсем необязательно. Но если потребность возникнет, лучше использованную воду не выливать, а полить, например, растение.
Комментарии
61-летняя жительница поселка Загорское Черняховского района Наталья Кузьмина умерла, стоя в очереди за прикосновением к Поясу Богородицы в Калининграде.
Прям классика -
" Что считаю Я
наивысшим счастьем на земле?
Две вещи: Менять вот так же состоянье духа,
Как пенни выменял бы я на шиллинг"
И что для Вас счастье? На гей парад сходить? Да уж скоро пойдут, не расстрамвайтесь.
!
Как бы ни философствовали богословы - а большинство людей действительно воспринимают такие вещи как некую магию, как обереги, как внешнюю силу. А чтоб по-настоящему переосмыслить свои поступки, чтобы всерьёз менять свою реальную жизнь и свой образ мыслей - до этого очень немногие "дотягивают". Увы, так...
Только вот проблема - Вера дело личное.
А вот общество...
Ранше поднимали хоругви, когда шли на бой, потом красные стяги.
Ноне и то и другое - забыли, в основном.
Так какой стяг поднимем -
"Газпром - национальное достояние"?
И к КОМУ обращаться "Братья и сестры" - если вокруг одни потребители... и мировоззрение у них простое - мировоззрение "жрущей и множащейся протоплазмы"(с)
Каким же надо быть идиотом,чтобы не понимать ,что огонь ВСЕГДА... ЖЖЕТСЯ....если это ОГОНЬ! А За ЭТИМ "чудом" посылают САМОЛЕТ из России........ как говорили раньше коммунисты НАРОД и ПАРТИЯ - едины....теперь ГОСАППАРАТ И ЦЕРКОВНАЯ ПИРАМИДА лихо отплясывают свои "танцы" на руинах человеческих судеб.... откачивая из недр страны - богатства и из душ людей последние трезвомыслие!