Как "ЕР" подставила и Путина, и Медведева
На модерации
Отложенный
Замысел Владимира Путина создать на постсоветском пространстве Евразийский союз (ЕАС) с рвением подхватили единороссы.
Они уже мечтают о наднациональной "партии власти" и о вовлечении в интеграционный процесс Болгарии и даже Кубы с Венесуэлой.
Наблюдая за происходящим, СМИ замечают: "Единая Россия", откровенно игнорируя Дмитрия Медведева, возглавляющего ее список на парламентских выборах, нацелилась на президентскую кампанию своего неформального лидера Владимира Путина. При этом гарантировать успех такой "пропаганды" эксперты не берутся: напротив, политизация идеи ЕАС может испортить в целом неплохое экономическое движение, считают они. Самые примечательные выдержки из прессы - на сайте "Заголовки".
Планы образования ЕАС руководство "Единой России" обсудило в среду на круглом столе "За Союз". Партия постаралась, чтобы рядовое парламентское мероприятие прошло на самом высоком уровне. Такого внимания тема интеграционных процессов на просторах бывшего СССР до последнего времени не вызывала. Однако все изменилось после того, как свою идею обстоятельно представил Путин - уже как кандидат в президенты России, отмечает "Независимая газета".
- Эксперты: "Нафталинный" замысел в "безыдейном государстве"
- ЕР создала "предвыборный сумбур" и заставила вспомнить пословицу про дурака
Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что пришло время не только обсуждать вопрос создания Евразийского союза, но и начинать реализацию этого амбициозного проекта. Прежде всего, он предложил приступить к формированию различных межгосударственных органов, которые и станут основой нового объединения, сообщают "Известия".
"Единая Россия", со своей стороны, уже создает политическое объединение, которое может стать "прообразом будущей партии большого евразийского парламента", - цитирует газета замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрия Шувалова. По его словам, Социально-консервативный союз, сформированный под эгидой ЕР, создает межгосударственную конфедерацию консервативных сил, который будет вести диалог с общественностью входящих в новый союз стран.
"Большая страна будет востребовать большую партию, - согласился с ним генеральный директор Агентсва политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, - в результате интеграции доминирование "Единой России" укрепится, она может стать магнитом для элит разных стран".
Грызлов также считает, что уже сейчас можно "выходить на обсуждение декларации". Авторы, видимо, будут опираться на успехи экономической интеграции и убеждать электорат в том, что от экономики до политического союза - пара шагов. При этом, конечно, подразумевается, что и сегодня большинство россиян, да и граждане других бывших советских республик испытывают ностальгические чувства к "разваленному демократами Союзу". Однако специалисты на этот счет расходятся во мнениях.
Согласно октябрьским исследованиям ВЦИОМ, на которые ссылается "Московский комсомолец", в России, Белоруссии, Киргизии, Азербайджане и Литве тенденция к объединению более чем очевидна.
Среди них наиболее склонны разделять интеграционные идеи киргизы (67%) и белорусы (62%). В России таких 48%: из них за восстановление бывшего СССР на добровольной и равноправной основе высказались 23%, за Таможенный союз - 15% и экономический союз - 10%.
Однако директор Левада-Центра Алексей Гражданкин утверждает в "Независимой газете", что в России становится все меньше скучающих по советской эпохе. Если в 2000 году вернуться во времена СССР гипотетически соглашались 30% граждан, то в 2003 году их число снизилось до 25%, а в 2007 году и вовсе осталось 15%.
Эксперты: "Нафталинный" замысел в "безыдейном государстве"
Глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский соглашается: тема реинтеграции, основанная на еще живом советском наследии - в языке, в остатках вчерашней солидарности - в свое время помогла Путину стартовать в большой политике, но в нынешних реалиях ее обсуждение блокирует возможность использования советского наследия.
Используя идею мирового братства, Путин преодолел глубокую разобщенность страны, но выстроенная им Российская Федерация, в отличие от СССР, является принципиально безыдейным государством. "В нем нет никаких механизмов, никакой аппаратуры, контроля, взглядов, идейности граждан и чиновников. И поэтому в нем отчасти легче жить, никто не контролирует, никто не вмешивается в твою идейную жизнь. За исключением 282-й статьи по экстремизму" - рассуждает Павловский.
"Но Союз без идеи, новый Европейский союз на базе газа и нефтепровода, на базе договоренности олигархов разных государств? Это не вдохновляет", - заключает он.
Глава опекаемого Медведевым Института современного развития Игорь Юргенс тоже убежден, что евразийские идеи сегодня "абсолютно не плодотворны", а их обсуждение "пахнет нафталином". "Есть силы, которые спят и видят - как бы обвинить Россию в имперских амбициях. Они тут же активизируются, а это немалый экспертный и политический потенциал", - предупреждает специалист.
ЕР создала "предвыборный сумбур" и заставила вспомнить пословицу про дурака
Юргенс также указал, что своим стремлением политизировать процесс экономической интеграции, в котором Путин определенно добился успеха, "Единая Россия" может все испортить. Не сомневаясь в пропагандистском эффекте от обсуждения темы, партия власти создает "предвыборный сумбур". В частности, он выражается в том, что на круглом столе не прозвучало ни одного конкретного предложения, а все, что предлагалось, было слишком обтекаемым и расплывчатым.
Кроме того, ЕР может погубить попытки Путина успокоить Запад и международных экспертов, которые выразили опасения интеграционными процессами на постсоветском пространстве. Российский премьер объяснил, что речь идет об экономическом, а не политическом процессе. Теперь же единороссы с энтузиазмом принялись переводить все в политическую плоскость, рискуя вновь взбудоражить западных наблюдателей.
Комментарии