Ночной надзор
На модерации
Отложенный
Экономисты научились рассчитывать ВВП по спутниковым фотографиям. Newsweek попробовал применить этот метод к России
Уже несколько месяцев многие фермеры штата Колорадо плохо спят по ночам. Их будит звук автомобильного двигателя и яркий свет. Сотрудник Колорадского университета Бенджамин Таттл колесит по сельской местности на своем внедорожнике, оборудованном мощным прожектором. Он долго ищет место для стоянки, а потом направляет луч света прямо в ночное небо. Это длится где-то полчаса. Ученый ждет, когда его засечет один из американских военных спутников, предназначенных для ночной съемки Земли. У Пентагона сейчас два таких космических аппарата.
Таттл не имеет к разведке никакого отношения. Он географ. Данные с этих спутников секретны первые шесть часов, но уже на следующий день ученый может посмотреть, как выглядела с орбиты его ночная деятельность. Таттл возит с собой прожекторы с заранее измеренной яркостью, и это позволяет ему оценить по фотографиям интенсивность свечения других объектов. В последнее время его интересуют факелы нефтедобывающих предприятий. Обрабатывая ночные снимки, ученый рассчитывает объемы парниковых газов, выделяющихся в окружающую среду. Главное достоинство метода в том, что статистика получается действительно независимой.
Географы и экологи используют разные альтернативные методы подсчета уже много лет. Не так давно они заинтересовали экономистов. В 2006 году эксперты Международного валютного фонда призвали экономистов пересмотреть отношение к Ямайке. Аналитики утверждали, что эта страна была сильно недооценена. Согласно официальной статистике, в 1990-х ВВП Ямайки рос на 0,3% в год. Специалисты МВФ настаивали на другой цифре - 2,7%. Не то чтобы ямайцы скромничали. Просто в стране был очень развит теневой сектор экономики, а он плохо поддается оценке. Эксперты сделали поправку к официальным показателям. Они воспользовались косвенными данными - отчетами об энергопотреблении страны.
Логика тут была простая - развивающаяся экономика требует все больше энергии. Что ускользнуло от официальной статистики, тому не укрыться от обычного электросчетчика. В том же году Кристофер Элвидж из Национального управления по изучению океана и атмосферы США предложил использовать для таких подсчетов ночные спутниковые фотографии. В основе метода все тот же учет потребления электроэнергии. Разница в том, что оно регистрируется прямо с орбиты. Компьютерная программа анализирует ночные снимки территории государства и подсчитывает степень освещенности. Экономист использовал данные с тех же аппаратов, с которыми работает Таттл в Колорадо.
Оказалось, что степень освещенности большинства государств позволяет узнать долю граждан, живущих за порогом бедности. В результате Элвиджу удалось составить спутниковую карту нищеты. Россию ученый поставил в один ряд с Алжиром, Пакистаном и Эквадором.
В этом году коллекцией спутниковых фотографий Элвиджа заинтересовались ученые из Университета Брауна - экономист Дэвид Вейл и его коллеги. Предложенный ими метод позволяет извлечь из ночных изображений еще больше информации - рассчитать ВВП государства не хуже, чем это сделал МВФ для Ямайки.
Вейл создал математическую модель, которая использует сводки аналитиков Мирового банка по ВВП. Экономист заложил в модель наиболее надежные оценки - данные по странам с достаточно прозрачной статистикой. И увязал их с уровнем ночного освещения. Затем с помощью этой закономерности экономисты самостоятельно оценили ВВП государств, в точности показателей которых эксперты Мирового банка сомневались. Как правило, это были страны третьего мира. В некоторых случаях сомнения вполне себя оправдали.
Так, согласно расчетам, ВВП Демократической Республики Конго стабильно рос с 1993 по 2004 год - в среднем на 2,4% ежегодно. А по официальной статистике он все время падал - примерно на тот же самый процент.
В Мьянме темпы роста ВВП за то же самое время оказались заметно завышены - ученые насчитали 3,4% вместо заявленных 8,6%. «Мы не призываем отказываться от стандартных расчетов, - говорит Вейл. - Но чем больше разных инструментов окажется в руках специалистов, тем лучше». По его словам, такой подход можно применять к самым разным странам, не обязательно совсем отсталым.
Newsweek решил проверить, можно ли проследить со спутника за экономикой России, и обратился за помощью к Кристоферу Элвиджу. Так в распоряжении редакции оказались карты ночного освещения практически всей территории России в период с 1997 по 2008 год.
Всю эту информацию кто-то должен был обработать. За это с энтузиазмом взялся давний соавтор Элвиджа - руководитель лаборатории сетевых информационных технологий Геофизического центра РАН Михаил Жижин. С помощью специальной программы ученый проанализировал, как за 11 лет менялась освещенность страны. Результат оказался неожиданным: суммарная площадь ночных огней на территории России все это время не росла. И это при том что ВВП как раз шел в гору - с 1997 по 2008 год он вырос на 80%.
На первый взгляд правило «выше ВВП - больше света» в России не работало. Тогда ученый разбил территорию страны на отдельные зоны, соответствующие субъектам федерации, и рассмотрел каждый такой участок отдельно. Оказалось, что за 11 лет освещенность многих регионов даже упала. Это, например, произошло в экономически весьма развитых Краснодарском крае и Татарстане. «Полученные данные не противоречат здравому смыслу, - говорит доцент кафедры экономической и социальной географии геофака МГУ Владимир Горлов. - Снижение суммарной освещенности этих регионов вполне согласуется с происходящим в последнее время территориальным сжатием экономики». Эксперт посетовал на отсутствие у редакции советских снимков - на них, по его словам, освещенная область была бы гораздо больше.
Одним из немногих исключений стали Москва и Московская область. Светимость этих регионов - и без того одних из самых ярких в стране - не сильно, но все же росла. Хотя и испытала два резких падения - в 1999 и 2002 годах.
По мнению автора метода, Дэвида Вейла, отсутствие роста освещенности при увеличении ВВП может быть вызвано особенностями региональной экономики. «Строительство новых предприятий просто обязано вызывать резкий скачок освещенности, - утверждает он. - Но если все развитие заключается в модернизации старых производств, это уже не так просто засечь по ночным снимкам».
Кроме того, рассуждает экономист, результаты анализа могли быть в какой-то степени искажены по техническим причинам. Одна из возможных проблем - неодинаковая точность измерений со спутника на разных широтах. При анализе снимков небольших стран этим фактором можно пренебречь. А в случае с Россией на это, возможно, стоило сделать поправку. «На наблюдения за энергопотреблением в определенных регионах могли повлиять световые помехи, - рассуждает Вейл. - Это могут быть самые разные яркие огни - например, засветка от нефтяных факелов». Таких огней в России предостаточно - именно за счет нефтяных факелов не слишком заселенные Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа обогнали по суммарной яркости все другие регионы. Причем то, что ученый считал досадной помехой, оказалось весьма точным индикатором. В этих регионах, а также в Тюменской области и Республике Саха рост освещенности хорошо совпадал с увеличением ВВП.
Не все из подготовленного нами материала поместилось в бумажную версию, поэтому мы хотели бы дополнить статью фотографиями и текстом, который для нас подготовили специалисты из фирмы «СканЭкс».
Для начала большой файл – карта светимости различных регионов Земли за 1992, 2000, 2006 гг.
Копирайт: NOAA's National Geophysical Data Center, Christopher Elvidge
Комментарии