Люди и Деньги

На модерации Отложенный

Все мы - кому за двадцать - родом из страны, где не принято было говорить о трех вещах.
О сексе, религии и деньгах.

Все официальные запреты отменены. Торжествуют свобода личной жизни, свобода совести, экономическая свобода. Что касается сексуальной свободы и свободы совести то всё очевидно. Торжество этих свобод демонстрирует огромное количество материалов в Сети.

А вот торжество экономической свободы остается под сомнением. Прежде всего потому, что само слово «деньги» остается как бы под запретом.
Нет, разумеется, официального запрета. Но в России сохраняется традиция - избегать разговора о деньгах. За всё время существования Гайдпарка, например, тут появился только один текст на эту тему: «Деньги - способ обессмысливания жизни?» (http://gidepark.ru). И смысл его сводился к традиционному: «не в деньгах счастье».
Позволю себе нарушить традицию.

«Денежное табу» - последний симптом первобытности

Рассел Конвелл, проповедник и ученый, сто лет назад объехавший всю Америку со своими лекциями-проповедями о капиталистической нравственности, собравший средства на свой университет и во многом повлиявший на формирование современной американской ментальности, рассказывал про своего оппонента - молодого человека, твердившего: «меня всю жизнь учили, что если у человека есть деньги, это человек бесчестный, жадный и высокомерный».

Похоже, что этот персонаж Конвелла размножился и переселился в Рунет.
Деньги - зло. Богатство безнравственно. Богатей отвратителен. Вот три «столпа», на которых покоится экономическое сознание нескольких поколений россиян.

Символы их: «Презренный металл» - «Желтый дьявол» - «Акулы империализма».

Происхождение этих «столпов-символов» - из первобытных представлений о мистической силе денег, из христианской проповеди бедности, из «левой идеи» и вдохновенных разоблачений «буревестника революции».



«Скверное волшебство усыпляет души, оно делает людей гибкими орудиями в руке Желтого Дьявола, рудой, из которой он неустанно плавит Золото, свою плоть и кровь».
(М. Горький. «Город Желтого дьявола»).

В итоге экономическая «активность» граждан сводится к известной формуле:
«Пусть акулы империализма не протягивают к нам свои грязные лапы!»

«Краткий курс» экономики «переходного периода»

Я намеренно упрощаю, огрубляю, схематизирую. Надо будет - возразят, поправят, дополнят.

Деньги - кровь экономики. Они переносят энергию, которой питаются части экономических организмов. Пока организмы здоровы, их присутствие не ощущают, о них не вспоминают.
Кто задумывался о том, сколько стоило в СССР «бесплатное» жилье, образование и здравоохранение? Кому в голову приходило поинтересоваться, откуда брались пенсии, почти равные зарплатам? А «оборонная мощь»? А «братская помощь»?
Когда к концу 80-х организм СССР был окончательно обескровлен (т.е. оставлен без денег), и страна существовала на кредиты и гуманитарную помощь, кто это понял?

Всего 8 (восемь!) лет ушло на то, чтобы к концу 1999 года появилась новая система кровообращения. Кто это заметил?

Миллионы людей - умом, талантом, потом, нервами, кровью лечили страну, вытаскивая её из пропасти, образовавшейся после коммунистического эксперимента. Кто это готов оценить?

Другими стали и состав крови (деньги), и состояние сосудов (экономические связи).
Изменились соотношения цен и зарплат в разных отделах экономического организма. Другой стала страна...Вот только отношение к деньгам у нас не изменилось...

Не пора ли понять, что деньги - воплощенный труд?

Не пора ли изменить отношение к деньгам?

И к людям, которые их зарабатывают?

И научиться уважать деньги?