Владимир Путин и Украина: что дальше?

В октябре этого года после съезда Единой России стало ясно, что следующим президентом России (возможно, даже до 2024 года, то есть на два ближайших срока) с большой долей вероятности станет премьер-министр России Владимир Путин. Для украинско-российских отношений это означает переход к новому этапу отношений.

На данном этапе перед нашими странами стоят следующие задачи:

1.     Определение общего вектора развития (тесная экономическая интеграция в форме Таможенного союза, менее тесное взаимодействие в формате «3+1» либо отказ от сближения и замораживание кооперации).

2.     Дальнейшее развитие или сворачивание отраслевого взаимодействия и кооперации (самолето- и судостроение, атомная энергетика и т.д.).

3.     Выработка новых или сохранение старых подходов в гуманитарной политике.

Решение этих задач будет зависеть от психологических характеристик первых лиц наших стран.

В.Путин обидчив, он до сих пор не простил В.Януковичу неоправдавшиеся надежды в 2004 году. В.Путину комфортно работать с предсказуемым партнером. Поэтому в 2009 году он и признал Ю.Тимошенко премьер-министром Украины, с которым ему было легче всего взаимодействовать. Потому что было известно, на что Тимошенко пойдет, а на что - нет.

С В.Януковичем сложнее. Он окружен несколькими властными группировками, оказывающими постоянное давление на президента по вопросам внутренней и внешней политики. Так, решение о вступлении/невступлении в Таможенный союз определяют, в том числе, крупнейшие украинские ФПГ.

В.Путин, воспитанный в атмосфере «гэбистского» стиля управления, неуважительно относится к лидерам, не отвечающим за свои решения и не могущим принимать их самостоятельно.

Это порождает прорывающуюся иногда публично неприязнь Путина к Януковичу.

Дополнительным грузом для двухсторонних отношений являются подходы руководства Украины и России к взаимодействию с партнерами. Так, у россиян бытует мнение, что «Украина никуда от нас не денется». Отсюда произрастает «прагматический подход», выражающийся в периодическом давлении на партнера. Украинцы также думают, что «Россия никуда не денется от украинской политики». И одновременно пытаются шантажировать Россию Западом, а Запад - Россией.

Такое мышление периодически приводит украинско-российские отношения в тупик.  

Однако существует целый ряд объективных факторов, которые вынудят и В.Путина и В.Януковича пересилить личностные мотивы.

Во-первых, экономический фактор. Экономика Украины сейчас - это всего лишь около 66% от экономики УССР 1990 года. Страна стоит на грани дефолта национальной валюты. Бюджетный дефицит - хронический. «Затягивание поясов» может привести к большим социальным потрясениям и провалу партии власти на выборах в парламент в 2012 году.

Основа украинской экономики - металлургия, химпромышленность и машиностроение - зависят от пока еще не сделанного геополитического выбора между интеграцией с Востоком или Западом. В итоге страна зависла «между тик и так».

Россию также ждет мало приятного от ожидаемой второй волны кризиса. Ее экономика - сырьевая, в высшей степени зависимая от внешней конъюнктуры.

Обрабатывающая промышленность и высокие технологии по-прежнему лежат на боку. Проект «Сколково» пока не дал массового эффекта.

И Россия, и Украина вынуждены модернизировать свое производство. Сделать это можно только за счет восстановления производящей базы Советского Союза с разумной открытостью внешним рынкам (чтобы всю промышленность не скупили европейцы и китайцы). 

Украине требуется рынок сбыта продукции своего сельского хозяйства и промышленности. России нужны украинские научно-технические кадры и производящие мощности. Уже это составляет основу для взаимовыгодного «обмена».

Во-вторых, политический фактор.  Янукович к выборам 2015 года должен построить крепкую вертикаль власти. Без этого он продолжит оставаться «хромой уткой» украинской политики. В достижении этой цели ему может помочь опыт Владимира Путина, который не только ввел свою команду на все уровни управления, но и смог удержать и даже контролировать аппетиты олигархов. 

В-третьих, международный фактор. После «дела Тимошенко» идеологически в глазах Запада Виктор Янукович встал на один уровень с Владимиром Путиным и его «делом Ходорковского». Оба политика заинтересованы в развитии экономических отношений с Западом и получении оттуда высоких технологий и инвестиций без жесткого идеологического давления, которое используют ЕС и США. С другой стороны, есть Китай, уже пытающийся без постановки идеологических условий скупить часть постсоветского пространства и даже спонсировать европейскую экономику. Однако китайцы, как мировая «кузница» для кампаний Запада и один из крупнейших держателей американских государственных облигаций, также сильно зависимы от США.

В итоге перед Украиной и Россией стоит общая задача - выработать и попытаться построить такую структуру международных отношений, при которой Восток мог бы получать деньги и технологии Запада без идеологического давления. Вопрос идеологической перестройки Востока в ближайшей перспективе не стоит (менталитет меняется тысячелетиями).  

Чтобы окончательно прийти к взаимопониманию, Украина и Россия должны поменять подходы и восприятие друг друга. Не только бытие определяет сознание (как писал классик), но и сознание в свою очередь определяет бытие. «Мы есть то, о чем мы думаем». Нынешнее поколение переговорщиков, ответственных за контакты между властными элитами России и Украины, встало на ноги еще во времена Советского Союза, пережило развал системы и ее медленное восстановление. Теперь они могут выступать только как эгоистичные адвокаты своих правительств. Как видим из опыта 2000-х годов - такой подход себя не оправдал. На место прагматизму (читай - эгоизму) и поиску личной (в плане отдельных государств) выгоды должен прийти поиск выгоды взаимной. Соответственно, для этой цели нужен особый тип дипломатов и переговорщиков, которые в российском случае уважали бы украинскую «самостийность», а в украинском - не пытались бы начинать переговоры с шантажа.

Возможность достижения этих целей велика. Нужны лишь понимание проблем и воля к их решению.