ФСО: государство в государстве

История с «зачисткой» Федеральной службой охраны (ФСО) факультета журналистики МГУ перед приездом к прошедшим жесткий дарвиновский отбор «правильным» студентам - модельная.

В том смысле, что работники этого органа всегда ведут себя столь бесцеремонно. Перекрытия улиц, закрытия туалетов, прекращение нормального функционирования учреждений, грубое обращение с людьми - это фирменный стиль нынешних охранников первых лиц. Весьма показательна история, о которой в предыдущем номере рассказывала «Новая»: фэсэошники изучают «контингент» храма Святой Троицы в Никитниках, стоящего рядом с бывшей столовой ЦК КПСС, ныне администрацией президента.

Иногда кажется, что охрана строит у нас государство в государстве, полностью изолируя высших руководителей страны от вверенного им народа - чтобы не путался под ногами.

И забор, который возводится на Старой площади, и закрытие там же переулков исторического квартала - символы дистанцирования власти от общества. Масштабы трудно даже сравнивать с советскими временами - там, где возводится забор, во времена «родного» ЦК была проезжая часть, а на тротуаре, страшное дело, росли небезопасные с точки зрения охраны первых лиц деревья. Да и ребята из «девятки» - 9-го управления КГБ, которым была поручена охрана руководства страны, никогда не вели себя столь хамским образом. В истории моей собственной семьи был случай, когда еще совсем маленькая моя племянница, прогуливавшаяся со своим папой в районе нынешнего Сколкова, то есть дачи Брежнева, преподнесла сидевшему в лимузине и что-то пережидавшему вождю полевой цветочек.

Леонид Ильич расплакался, растрогавшись, а «девятка» не тронула простых дачников, забредших к охраняемому объекту. Сегодня, думаю, ребенка с папашей скрутили бы и допросили по всей форме...

ФСО - один из главных инструментов изоляции высших должностных лиц.

За ними - системы спецсвязи, гараж особого назначения с правом феодального преимущественного проезда хозяев с бессмысленно долгими перекрытиями движения, своя «тайная» социология, многочисленные объекты недвижимости, среди которых, например, находящаяся за высоким, хрестоматийно зеленым забором с колючей проволокой и системами видеонаблюдения дача Сталина в Волынском.

Они что там делают - призрак вождя охраняют по привычке? Впрочем, чего, собственно, ждать от наследников по прямой товарищей Паукера и Власика? Охранники вообще играли чрезмерно большую роль в политической истории страны - взять хотя бы главу «девятки», а затем службы охраны президента СССР Юрия Плеханова - ключевую фигуру реализации заговора ГКЧП. Или господ Михаила Барсукова и Александра Коржакова, которые к середине 1990-х чуть ли не управляли Россией.

Едва ли идея, озвученная президентом, - превратить Кремль и Старую площадь в музейную зону, выселив оттуда чиновников, будет когда-либо реализована. Это - территория интересов ФСО, и они ее не отдадут. Как не отдали Средние торговые ряды, варварски «реконструируемые». Да и потом, президент у нас теперь будет другой. Вряд ли он захочет покидать Кремль, в который вернулся.