К слову о всемирной акции в поддержку "Occupy Wall Street"

В минувшие выходные тысячи демонстрантов в десятках крупных городов по всему миру вышли на улицы с целью поддержать движение «Occupy Wall Street» («Захвати Уолл-стрит»), активисты которого уже несколько недель выходят на улицы Нью-Йорка с требованием изменить финансово-экономическую политику США. Люди, пострадавшие от экономического кризиса (а уровень безработицы в США, по некоторым подсчетам, в этом году стал самым высоким со времен окончания Великой депрессии), развернули лагерь в квартале от Нью-Йоркской фондовой биржи, откуда они регулярно выходят на митинги и демонстрации.

Акции протеста против финансовой политики правительств прошли в Сиднее, Окленде, Маниле, Токио, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Любляне, Мадриде, Иерусалиме... В основном каждая акция собирала от сотни до двух тысяч мирных демонстрантов, однако в Риме манифестанты устроили беспорядки, поджигая машины и дымовые шашки и разбивая витрины магазинов.

Промолчала, наверное, только Россия. Здесь остается лишь рассуждать, почему: то ли экономический кризис затронул нашу страну не так сильно, то ли общественные контакты с зарубежными странами у нас не так развиты, то ли сказывается общая индифферентность масс.

Но речь не об этом, а вот о чем. Похоже, что манипулятивная технология «ненасильственного сопротивления» авторства Джина Шарпа начинает давать сбой.

Первоначально эта технология, как известно, была предназначения для стран с диктаторскими режимами, а не с демократическими. Теперь же мы видим, как часть демократических обществ (конечно, очень малая часть, не играющая серьезной роли) пытается использовать эту технологию в своих целях, причем первые шаги делаются очень уверенно. Согласитесь, за месяц суметь собрать тысячи сторонников по всему миру, которые бы в один день вышли на улицы важнейших городов планеты, – очень сложно без государственной поддержки. А этой поддержки вроде как не было. И это еще одно, более важное отличие теории Джина Шарпа и практики активистов.

Что же впереди? Скорее всего, никакими революциями и «захватами Уолл-стрита» массовые акции не завершатся. Но теперь станет сложнее при проведении экономической политики игнорировать активное общество (которое по сравнению с Россией гораздо более напоминает действительно гражданское общество). Выход из кризиса будет не таким простым и, возможно, повлечет за собой не только социально-экономические, но и политические последствия. Массовые акции по всему миру – тому доказательство.