В России пролетарии не соединяются

В России невозможны массовые выступления антиглобалистов против капитализма в той форме, в которой они проходят сейчас по всему миру. Российские леворадикалы слишком разрозненны, чтобы повести за собой толпу. Профсоюзы же из-за страха попасть в опалу и своих структурных проблем не в состоянии возглавить протестное движение.

Поддержки абстрактных лозунгов вроде «Долой диктатуру крупного капитала!» от населения также ждать не приходится - российского обывателя интересуют локальные проблемы здравоохранения, образования и пенсий. Но если русский бунт случится, его формы будут куда менее цивилизованными, чем в Европе и США, считают опрошенные «МН» эксперты.

Спустя несколько месяцев после того, как по Северной Африке и Ближнему Востоку прокатилась волна революций и массовых выступлений против властей, центр протеста переместился в страны Запада. В Европе, где активность и роль леворадикалов в массовых выступлениях по традиции очень велика, дело дошло до погромов банков и правительственных зданий.

Но в сегодняшней России идеи антикапиталистического бунта не смогли мобилизовать ни политизированных граждан, ни тем более аполитичных обывателей. Выступления российских анархистов, пытавшихся выразить солидарность европейским единомышленникам, в силу малочисленности остались практически незамеченными.

В Москве на акцию солидарности в минувшие выходные вышло не больше 60 человек. Теоретически адекватно поддержать европейских бунтарей-единомышленников могли российские антифашисты. Свою способность показать категоричный жест власти они продемонстрировали летом 2010 года в Химках - несколько сотен молодых людей атаковали администрацию подмосковного города, поддержав таким странным методом протест по поводу строительства трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес. «Но наши леворадикалы слишком разрозненны - анархи не любят антифа и наоборот», - объяснил «МН» пассивность соратников один из антифашистов, представляющийся просто Иваном. Другая причина - отвлеченный применительно к России характер мировых лозунгов. «У нас нет сейчас ярко выраженного антикапиталистического тренда. Если бы был объявлен сбор на акцию против ксенофобии, народ бы вышел», - утверждает Иван.

В том, что глобальный антикапиталистический бунт обошел Россию, виноваты не леворадикалы - просто жителей крупных российских городов, в которых концентрируется идеологический протест, куда меньше затронул экономический кризис, чем европейцев и граждан США, считает известный анархист, редактор газеты «Воля» Владлен Тупикин. «Для понимания нужно взглянуть на уровень безработицы в том же Мадриде. Там в некоторых районах безработица среди молодежи достигает 50%. Та же картина наблюдалась и в странах Африки, по которым прокатились революции. В Москве же все хорошо. Для антикапиталистического протеста нет главного - социального запроса», - заявил «МН» Тупикин. Он отмечает, что в провинции ситуация намного хуже, но там недовольство «не идеологизировано», поэтому причины гипотетического российского бунта будут отличаться от западных.

«Причем спрогнозировать, что может вывести на улицу россиян, очень сложно. Но я думаю, что для масштабного протеста достаточно провести что-то вроде второй монетизации льгот», - уверен Тупикин.

Оправдывает российских леворадикалов и директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий - на Западе в отличие от России развита культура протеста и солидарности, считает он. «Дело не в анархистах и в их малочисленности. Дело в людях - россияне социально крайне пассивны, они утратили навык консолидации. Они могут поддерживать лозунги и соглашаться с протестующими, но на улицу не выйдут, поэтому требовать от них чего-то бессмысленно - это как заставлять паралитика ходить: он хочет, но не может», - отметил в беседе с корреспондентом «МН» Кагарлицкий.

В то же время эксперт отмечает, что степень озлобленности на власть у россиян выше, чем у европейцев, - и русский бунт, если он случится, будет проходить в куда менее цивилизованной форме, чем на Западе. «Может, убьют кого-нибудь или что-нибудь в этом роде. Люди терпят, но очень озлобленны», - предположил Кагарлицкий.

Директор института «Коллективное действие» Карин Клеман соглашается, что россиянам чужда общемировая протестная повестка дня. «Интересуют совсем другие проблемы. Эти проблемы локальны», - заявила она «МН». При этом Клеман признает, что протестный потенциал россиян до сих пор полностью не реализован и последствия начинающихся спорных реформ в образовании и здравоохранении будут выводить на улицы все больше людей.

Кто может возглавить российский протест, эксперты затруднились ответить, но вряд ли это будут профсоюзы. «Наши профсоюзы в кризисе - на акции протеста они не способны. Есть несколько сильных профобъединений, но повести за собой толпу они вряд ли смогут, а скорее всего вовсе не захотят. У них другие задачи», - отметил Борис Кагарлицкий. «Скорее инициатива будет исходить от различных социальных движений, которые растут и крепнут», - полагает Карин Клеман.

Сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС Борис Немцов ничего удивительного в глобальном антикапиталистическом бунте не видит, но в России этот формат, по его мнению, не приживется. «Лозунги о социальной справедливости вечны, но нашим левым мешает их фундаментальный антиамериканизм. Мне кажется, происхождение нынешнего протеста - главная причина того, что у нас не было вменяемой солидарной акции. Если бы протесты родились, к примеру, в Италии или Германии, мы бы увидели аналогичные акции и у нас», - отметил в беседе с корреспондентом «МН» Борис Немцов.

А вообще, подчеркнул Немцов, для России актуальнее лозунг «Долой госкапитализм!». «Мне этот лозунг нравится больше», - подчеркнул оппозиционер, напомнивший, что сам он «глобалист».