Французские пригороды - автономные исламские сообщества

Старые городские пригороды во Франции становится 'автономными исламскими сообществами', отрезанными от государства по данным нового масштабного исследования, которое изучает распространение ислама во Франции.

Мусульманские иммигранты все чаще отказываются от французских ценностей и идентичности, а вместо этого погружаются в ислам, по данным отчета, в котором также предупреждается, что исламский шариат быстро вытесняет французское гражданское право во многих пригородах Парижа.

2200-страничный доклад " Banlieue de la République" (Пригороды Республики), является результатом годичной научно-исследовательской работы посвященной четырем вещам, которые составляют сердце споров по французской национальной идентичности: ислам, иммиграция , идентичность и безопасность.

Исследование было заказано влиятельным французским аналитическим центром «Институт Монтеня», и проводилось под руководством Жиля Кепеля, известного политолога и специалиста по мусульманскому миру, совместно с пятью другими французскими исследователями.

Авторы отчета показывают, что Франция, которая имеет от пяти до шести миллионов мусульман (Франция имеет самое большое мусульманское население в Европейском союзе), находится на грани социального взрыва, в основном из-за отказа мусульман интегрироваться во французское общество.

Отчет также показывает, как проблема усугубляется радикальными мусульманскими лидерами, которые продвигают социальную маргинализацию иммигрантов-мусульман, чтобы создать во Франции параллельное мусульманское общество, в котором правит закон шариата.

Исследование в основном проводились в Клиши-су-Буа и Монфермеле, двух пригородах на северо-востоке Парижа, которые были эпицентром мусульманских погромов в 2005 году. Клиши и Монфермель - части района Сан-Сен-Дени, в котором одна из самых высоких концентраций мусульман во Франции.

Сан-Сен-Дени, который в докладе описывается как "пустошь деиндустриализации", является домом для более чем 600 тысяч мусульман (в основном из Северной и Западной Африки), при общей численности населения 1,4 млн. человек.

"В некоторых районах, треть населения города не имеет французского гражданства, и многие жители тянутся к исламской идентичности", - говорится в докладе.

В исследовании также говорится, что мусульманские религиозные институты и обычаи, все больше вытесняют институты государства и Французской Республики, которая имеет сильную светскую традицию.

Например, французские школы строго нерелигиозны и традиционно рассматриваются как выполняющие роли обучения и социализации молодых граждан в светские ценности Французской республики. Тем не менее, многие мусульманские школьники отказываются интегрироваться и часто бойкотируют школьные обеды, если пища не халяль [религиозно допустимая в исламе], говорится в докладе.

Исследование также указывает на различные социальные отношения, когда дело доходит, к примеру, до брака. В докладе говорится, что, хотя большинство людей во Франции не возражают против смешанных браков, "в пригороде, мы с удивлением обнаружили очень большую часть мусульманских респондентов, которые сказали, что они были бы против брака с немусульманами".

Исследователи также изучили причины беспорядков 2005 года, которые по их словам, ставят под сомнение мифы современной Франции, а именно "неявное совместное убеждение, что нация всегда была в состоянии объединить людей".

Исламские ценности заменяют ценности Французской Республики, которая не смогла выполнить свои обещания "равенства", говорится в докладе, и жители пригородов больше не видят себя в качестве французов.

Однако в докладе добавляется, что французское государство виновато в этом не в первую очередь и что многие иммигранты-мусульмане просто не хотят интегрироваться во французское общество.

Хотя возмущение в бедных пригородах имеет социальные корни (в первую очередь отсутствие рабочих мест), говорится в докладе, бунтовщики выражали разочарование в словах, которые являются "заимствованными из семантического регистра ислама".

В докладе отмечается, что пригороды Клиши и Монфермеля были центром одного из крупнейших городских проектов обновления Франции.

Были удалены многие физические барьеры на пути интеграции, и предприняты усилия, чтобы включить область в сети общественного транспорта и программы повышения общественной безопасности.

Тем не менее, низкий образовательный уровень среди мусульманского населения является эндемическим. Это, в свою очередь, превращает Францию в "разделенную нацию". Большинство мусульманской молодежи «не трудоспособны». Более 20% жителей Клиши и Монфермеля покинули школу без диплома (около 150 тысяч человек в год), говорится в докладе. Уровень безработицы среди мусульманской молодежи в пригородах Парижа составляет около 43%.

Этот отсев запускает цикл социальной изоляции, отрицательно формирующий их жизнь и жизнь их детей. Большая часть мусульманской молодежи переходит к «девиантному поведению по всему спектру преступлений в параллельной экономике, из которой торговля наркотиками является наиболее известной".

"Бросается в глаза высокая рождаемость среди приезжих семей из Африканской Сахели. Матери работают по многу часов, а их маленькие дети находятся под наблюдением со стороны системы образования, что представляет угрозу для их социальной интеграции", - говорится в докладе.

Ислам заполняет эту пустоту. Авторы исследования опешили от внезапного расширения рынка халяль во Франции в последние годы, а также указали, что определение термина халяль было значительно расширено. Вопрос анкеты "вы уважаете халяль"? выдвигает на первый план выдвигает на первый план "сложность различных значений слова, которое в его самом рестриктивном смысле означает только определение запрещенной еды, но может также включать нормы поведения, стандарты и выражение доминирующих ценностей, отделяя 'халяль' от 'харам' законное или незаконное во многих аспектах общества."

Доклад также описывает быстрое увеличение количества мечетей и молитвенных комнат на окраинах. Религиозные ориентации мечетей в большой степени обусловлены национальной принадлежностью основателя или президента данной мечети.

Ислам в Клиши-Монфермеле строится вокруг двух основных полюсов: один полюс включает движение Таблиг («распространение ислама"), которое ориентировано на «ре-социализацию» мусульман на нижних ступенях социально-экономической лестницы.

Движение Таблиг пришло в Клиши-Монфермель в 1980-е годы в разгар массовой безработицы и распространения наркотиков. Проповедники Таблиг строили свою социальную законность путем предоставления нравственного возрождения молодым людям, находящимся в трудном положении через строгую практику заповедей ислама.

Другой полюс вращается вокруг фигуры тунисского имама Дау Мескина, который принимал участие в создании Союза исламских организаций Франции (UIOF).UOIF, представляющую большинство из 2100 зарегистрированных во Франции мечетей и тесно связанную с Братьями-мусульманами, цель которой - расширить исламские законы на всю территорию Франции.

Мескин также участвовал в формировании союза мусульманских ассоциаций (UAM93), мусульманской лобби группы, которая стремится мобилизовать мусульман для избрания кандидатов на местных выборах во всем исламским канонам. UAM93 постоянно продвигает строительство мега-мечети в Сан-Сен-Дени, хотя этот проект столкнулся с трудностями из-за борьбы за власть между алжирскими, марокканскими и турецкими иммигрантами.

В докладе говорится о "новой социологии верующих мусульман", которые состоят в основном из малообразованных с низким уровнем доходов иммигрантов, зависящих от финансовой поддержки из Марокко или Турции, стран, которые преследуют свои собственные цели во Франции.

Авторы исследования также указывают на противоречие у мусульман, которые живут в пригородах: они не хотят, чтобы французское государство вмешивалось в вопросы, связанные с исламом, но они также ожидают, что государство улучшить многое в их жизни.

Доклад заканчивается предупреждением: "будущее Франции зависит от его способности к повторной интеграции пригородов в национальную идею".

Сьерен Керн является старшим научным сотрудником по вопросам трансатлантических отношений в Мадридской Grupo де Estudios Estratégicos (Группа стратегических исследований).