"Скифская история" Андрея Лызлова

На модерации Отложенный

В ХVII веке на Руси жил Андрей Иванович Лызлов, историк и переводчик. Память о себе он оставил благодаря своему труду «Скифская история». Наш читатель из Краснодара, преподаватель одного из вузов города, прислал в редакцию подобранные им выдержки из «Скифской истории» и свои комментарии (даются курсивом). Записи Лызлова, основанные на древних летописных источниках, позволяют более достоверно, чем работы последующих историков, судить о некоторых событиях во времена cредневековой Руси.

О битве на Калке

В наши же европейские страны пришествие сих незваных гостей [татар] знаменовала и яко бы провозвещала великая и необычная комета, являшаяся лета от Сотворения Мира 6719, а от воплощения Слова божия 1211 месяца мая, и осмь-на-десять дней пребывала, на востоке Солнца к половцам и к странам Российским хвост обращающи...

Того ради россияне, видящие общее бедство, не приняли татарских послов [1223 г.], советующих им, дабы в ту войну не вступали и половцам, вечным своим супостатом, не помогали...

И всей землею и Чорным морем от Ачакова, а также реками Волгою, Доном, Ворсклом и Днепром и с Богом на помощь половцам пришли с воинством [русские князья].

...На той-то брани между бесчисленными российскими воинствами убиены были славные богатыри и знаменитые победоносцы Добрыня Золотой Пояс и Александр Попович со слугою своим Торопом, и иных славных богатырей российских много.

О существовании былинного Добрыни Никитича (Рязанца) известно из русских летописей. Добрыня Золотой Пояс родился в Старой Рязани в купеческой семье. Его отец - Никита Романович. Своё прозвище Золотой Пояс Добрыня получил, вероятно, от профессии своего отца. Богатые русские купцы в немецких хрониках именуются «золотыми поясами». Добрыня находился на службе у ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Историческим же прототипом Алёши Поповича послужил, как предполагается, ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.

В битве на реке Калке или Калкаце в 1223 году, как говорится в Тверской летописи, погибли 72 богатыря, в том числе Добрыня Никитич и Александр (Алёша) Попович: «Убиша же на том бою: и Александра Поповичя, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязаничя Златаго Пояса, и седмьдесят великих и храбрых богатырей». Тогда летописец с горечью отметил: «С той поры перевелись богатыри на Руси».

О Батые

Поганый идолопоклонник, - яко о том пишет Гвагнин, - окаянный свою душу низверг в ад, его же россияне и литва называют Батыем.

Алессандро Гваньини (Alessandro Guagnini) жил во второй половине ХVI века. Итальянец, родом из Вероны, в молодости приехал в Польшу и поступил на службу к королю Сигизмунду II. Участвовал в его войнах с Московским царством, стал комендантом Витебска. Оставил многочисленные сочинения на исторические темы. В Польше известен как Александр Гвагнин.

Изгнал половцев и печенег, и с татарами же заволжскими из болгар, которые остались, так как подобны народу своему, совокупился с ними воедино и всеми оными обладал. И так умножил воинственного народу страны своей...

В лето же от Сотворения мира 6745 [1237 г.] те пришли к Коломне [войско Батыя] и там учинилась великая брань с погаными. От множества их побеждены были христиане... яко едва сам князь Всеволод с малой дружиной убежал во Владимир.

* * *

Князя же Василька Ростовского [1209-1238 гг., внук Всеволода Большое Гнездо] пригласили поганые и привели в страну свою и начали прежде ласкательными словами увещевать, приводя к своему зловерию. Но он был зело благолепен и возрастом исполнен. И не внимал прелести их и начали муками его пугать. Когда же не покорился им и начал словесами их премудрую прелесть обличать, умучили до смерти...

Потом лета 1242-го послал окаянный Батый воеводу своего Магмета, или Менгата, именем посмотреть град Киев, увидев его красоту и величество, пришёл он и похвалил нечестивому. Он же послал послов своих в Киев к великому князю Михаилу Всеволодичу [великий князь Киевский Михаил Черниговский, 1179-1246 гг.] и ко гражданам и хотел прельстить их. Великий же князь послов побить повелел и сам со всеми своими убежал в венгры.

И так поганые [«язычники»] всей России стольной град Киев взяли, церкви Божии разорили, а град и селение огнём попалили, людей одних изсекли, а иных пленили, и все государство Киевское в ничто обратили...

По таковому опустошению земель христианских окаянный Батый по всем городам учинил своих властителей, их же называли баскаки, или атаманы, или старосты, чтоб всегда от оставшихся христиан дань собирали [десятину, т.е. 10 процентов] и по изволению своему россиян христиан судили и повелевали ими...

Князьям же российским, грозя убийством, повелел нечестивый к себе прийти и поклониться. И под таковым понуждением все от пределов своих пришли в Орду к оному мучителю. Он же прежде повелел волхвам своим учинить два огня великих, и оным князьям сквозь огонь тот проходить [прыгать через костёр], от приносимых ему даров часть некую в огонь ввергать и, пройдя огонь, поклониться Солнцу и кусту [священному дереву]...

Подобные обряды существовали в дохристианской Руси: один костёр разжигался как жертвенник богам, а через второй прыгали, чтобы очиститься стихией огня; затем вокруг огня водили хоровод и прославляли Ярило-солнце и Мать-природу.

И так от того времени обладали нечестивые татарове странами оными и назывались Булгары и Заволжская Орда, и по обе стороны реки Волг, от града Казани... и до реки Яика, и до моря Хвалисскаго [Каспийского моря]. И там населили и создали грады многие, которые назывались Булгары, Быльмат, Куман, Корсун, Тура, Казань, Ареск, Гормир, Арнач, Сарай великий, Чалдай, Астрахань...

И от тех времён царство там основалось. И цари их начали жить в Сарае великом и в Булгарах, близко от реки Волги.

* * *

Иннокентий IV Папа Римский, ужасающийся лютой бури, которая висела над христианами, от собора Лугдунскаго послал монаха Анеелна - доминиканца с иными монахами - французами к великому хану татарскому в лето 1246-го - имени же его не описуют - наказав, чтобы обратили его в веру христианскую... Он же не соизволил креститься и веры христианской принять, но обещал с христианами пять лет в покое пребывать.

* * *

По смерти онаго бича христианского злочестивого Батыя был в Орде царь сын его, Сартак именем - так свидетельствуется в книге Степенной российской и Синопсисе киевском - к нему же ходил в Орду великий князь Александр Ярославич, рекомый Невский. Тот злочестивый царь великому князю, когда в Орде он у него был, дал воеводу своего Неворуя со многими татарами, и они же шедши пленили землю Суздальскую.

Сартак - старший сын Батыя (Бату) и правнук Чингисхана (отравлен в 1256 году). Согласно утверждению Папы Иннокентия IV он исповедовал христианство, хотя сам сын Батыя утверждал, что он «моал». Сартак известен дружескими отношениями с князем Александром Невским. В 1252 году, когда великий князь Владимирский Андрей Ярославич, младший брат Александра Невского, вышел из доверия Золотой Орды (вступил в союз с врагом Орды Даниилом Галицким, пользовавшимся поддержкой Папы Римского), Сартак направил своего военачальника Неврюя (в IV Новгородской летописи назван царевичем) с войском на Русь.

Андрей бежал в Швецию, а ярлык на великое княжение передали князю Александру.

О царях Золотой Орды

Лета 6770-го умер царь Сартак, сын Батыев, после него обладал Ордою царь именем Беркай. Сей злочестивый прислал послов своих к великому князю Александру Ярославичу, прося его и прочих князей российских с воинством их ходить на войну с собою.

...Но сжалился великий князь Александр и пошёл в Орду к царю Беркаю, яко о том Степенная пишет, и упросил царя да не делать нужды христианам. И оттуда великий князь Александр Ярославич, шествуя, умер на Городце лета 6771-го [1263 год н.э.].

По источникам Лызлова, Сартак ушёл из жизни на шесть лет позднее (1262 год), чем сегодня считают историки. Если его информация верна, становится легче объяснить смерть Александра Невского: его отравили вслед за его покровителем Сартаком.

* * *

Был царь в Орде именем Азбяк или Азбек, к нему же ходил в Орду великий князь Юрий Данилович лет 6826-го [1318 год н.э.]. Сего Азбека Стрийковский [поляк Мацей Стрыйковский, ХVI век, автор труда «Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси»] называет сыном Батыевым, так и Гвагнин, о татарах пишущий; но это не так, ибо от смерти Батыевой до 6815 лета, когда начал владеть Азбяк, имеем счесть 59 лет. И по сему свидетельству не есть он сын Батыев. В Степенной говорится, что он первый к учению прелестника Махомета склонился.

Надо заметить, что с датами в книгах по истории Руси большая путаница. Современные историки оперируют одними данными, их предшественники - другими. Так, сегодня считается, что Батый умер не то в 1255, не то в 1256 году, а Лызлов утверждает, что в лето 6756 от сотворения мира, т.е. в 1248 году. С именами - та же «история». В Золотой Орде правит царь Азбяк или Азбек, ныне в учебниках говорится об ордынских ханах, а не царях. Царь Азбяк стал ханом Узбеком, а некоторые русские летописцы называли его Алабуга. Исламский же титул Азбяки-Узбека-Алабуги - Султан Гийас ад-Дин Мухаммед.

Стрийковский дале глаголет, яко татарове заволжские лет от Рождества Христова 1468-го, а от Сотворения мира 6976-го, с царём своим Маниаком, переправясь через Дон, на три части воинство разделили и воевали Литву, Подолие, волохов [Валахию]... Волохи трижды татар победили, и мало их убегло, а также сын царёв пойман был и к воеводе Стефану приведён.

Царь послал к Стефану, дабы освободил он сына его из плена. Стефан же при послах оных сына его на части разсечь повелел, а послов на древеса потыкал, оставив там одного от них, и ему повелел обрезать губы, уши, нос и так отпустить его, дабы то царю своему поведал.

В традиционной российской истории в 1470 году правитель Молдавского княжества (господарь) Стефан III Великий отразил набег хана Великой Орды, сражение произошло 20 августа у Липника (село в нынешнем Окницком районе Молдавии), ханского сына взяли в плен. Когда в Молдову прибыли послы для выкупа ханского сына, Стефан казнил их, как и самого сына. Кстати, дочь господаря Стефана, Елена, стала женой Ивана Молодого, сына великого князя Московского Ивана III (брак состоялся в 1482 г.). Ей, Елене «Волошанке», предстояло сыграть немаловажную роль в русской истории.

О царстве Казанском

Иоанн Ботер [Джованни Ботеро], италианин, всего света описатель, описуя Тартарию и Скифию, упоминает об Орде Казанской и повествует: град Казань под державою великих государей наших московских была...

Историк же польский Александр Гвагнин, описуя орды татарские, о казанских татарах пишет следующее. Татары казанские суть лучше иных татар и учтивостей имеют в себе много иных, домостройству и земледельству весьма привычны и разумны... Купечество и мены торговлю с Москвою и персами имеют. Царей своих даже до царства великого князя Ивана Васильевича [Ивана III] и сына его царя и великого князя Василия Ивановича всея России самодержца имели...

О начале же царства Казанского следующее: когда минуло два-десять лет по батыевому пленению, то есть имеем 6765 лето (1257 год н.э.), как о том выше пространно сказано, были все князья российские под властью царей Золотой Орды... Российские же князья не только противословить не смели царю, но и град принуждены были делать, от стран своих художников и работников посылали.

Христианский народ же российский, который жил близ того места, изгнал оттуда поганых и в единые три лета до конца опустошил, и вместо них навёл и населил из-за Камы языков [приверженцев древней, дохристианской веры], лютых поганых булгар и с князьями и старейшинами их, так же и прочих поганых языков, которые называются горная и луговая черемиса, зовущиеся остяками - народ простой, а также были пришлые из Ростовской земли, убегающие оттуда, чтоб не принимать крещения и поселявшиеся в булгарских жилищах.

...И приложил царь Саин [Сартак] к Казани граду булгарские грады со всеми людьми в них и в уездах живущими, да обладаются они Казанским царем. И был то стольный град вместо Бряхимова булгарского града [город на земле волжских булгар, поминается в летописи в лето 1164; сегодня его точное местонахождение неизвестно], и вскоре там новая Орда зачалась и называлась Юрт Саинов.

О Таврии и казаках

Сих татар не называют крымскими, но белогородскими и очаковскими [казаки белгородские и очаковские]. Прочие же живут в полях даже до Азова и до реки Дон... На востоке находятся татары черкасские и пятигорские [тоже казаки].

Знатный и мощный там бывал град некогда, это познается от стен оставшихся. Иже стоит на реке Дон, десять верст от устия, где тот в море впадает. На другой стороне реки Дон стоит городок Азак, и от него же в десяти верстах есть колодезь воды смердящей, там же и капище поганское древнее, где первородные жрецы татарские богам своим жертвуют ...половину сжигают, другую же птицам и зверям в снедь оставляют.

...Одежды долговатые носят. В шапках яко мужи, так и жёны одинако ходят и не снимая их кланяются. И сие у них творят честь воздающи, ибо яко мы честь воздаем снимая шапки... В одеждах верхних мужи и жёны мало между собою разнятся, только жёны платком белым головы себе увивают. Ризу исподнюю льняную носят и в городах и сёлах житие своё имеют. Иные же в полях.

* * *

Так рассказывал Андрей Лызлов, живший в ХVII веке, о прошлом народов европейской части России. Лейтмотив его повествования - общие родственные корни народов, уходящие в глубь веков - во времена, о которых не сохранилось летописных сведений. Остались предания, во многом забытые, с утверждением в массовом сознании новых религиозных учений.

PS: Согласно преданиям Чингисхан (Темучин) был высоким, голубоглазым и широколобым человеком крепкого телосложения и с бородой. Это подтверждает внешний вид Батыя, памятник которому чудом сохранился в небольшом турецком городе Сёгют. Скульптор на века запечатлел лик внука Чингисхана. Очевидно, что и его отец Джучи, и дед должны были выглядеть примерно так же.