Борьба за души россиян со школьной скамьи

На модерации Отложенный

Вопрос о преподавании религии в государственных школах является неоднозначным. В Великобритании положено начинать день молитвой, но в большинстве школ это не практикуется. В США религиозное образование запрещено в бесплатных государственных школах (хотя преподавание основ религий разрешено). В Советском Союзе агрессивное преподавание атеизма было обязательным до реформ Михаила Горбачева 20 лет назад.

В прошлом году президент Дмитрий Медведев, практикующий православный, сделал важное политическое заявление по этому вопросу. На первый взгляд, его решение свидетельствовало о широких взглядах и государственнической позиции. Оно было горячо поддержано Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Вызвав религиозных деятелей и высокопоставленных чиновников в свою подмосковную резиденцию в Барвихе, Медведев заявил: "Я принял решение поддержать два предложения: идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии".

Газета Moscow Times тут же задалась вопросом: как это возможно в стране, провозглашающей отделение церкви от государства?

Однако в преамбуле закона о религии, подписанного президентом Ельциным в 1997 г., Православная церковь называлась хранительницей традиций российской истории и культуры и, в то же время, провозглашалась привилегированная позиция ислама, иудаизма и буддизма - именно это имел в виду Медведев, говоря о "традиционных российских конфессиях".

Протестанты и католики - равно как мировое общественное мнение - возражали, называя этот закон глубоко дискриминационным, однако он продолжает действовать. Решение Медведева могло бы показаться беспристрастным, гарантирующим равные права на преподавание основным религиям, но он не случайно опустил какие-либо упоминания о христианских деноминациях, представляющих меньшинство.

Горбачевский закон, принятый в сентябре 1990 г., был революционным, отменив принципы, введенные Лениным и усовершенствованные Сталиным, и означал, что в школах разрешается любое преподавание религии.

Увы, Русская Православная церковь была застигнута врасплох. У протестантов уже были какие-то учебники или возможность быстро завезти их из-за рубежа; Церковь сайентологии обладала финансовыми ресурсами, позволявшими ей распространять свое учение по всему миру - а православные епископы сетовали на то, что им некомфортно в рыночной стихии. Поэтому Православная церковь была главной силой, убедившей президента Ельцина дать ей первенство.

Уже 12 лет Православная церковь обладает доступом к школам. В последнее время идет спор вокруг нового учебника "Основы православной культуры", в котором далеко не беспристрастно оценивается роль других религий и конфессий в истории России.

Примерно половина епархий согласилась ввести у себя эту программу, хотя неизвестно, сколько в ней участвует школ. В некоторых городах (например, в Вологде и Екатеринбурге) местные ученые разработали собственные учебники на основе вышеупомянутого, сглаживая, однако, те места, где православие провозглашалось единственной религией, подходящей для России.

Таким образом, заявление Медведева отражает дискриминационный характер действующего закона.

Но, как заметил один корреспондент из Москвы, реальность еще хуже. Он утверждает, что в православных кругах настолько распространен обскурантизм, что им неминуемо будет отмечено школьное преподавание. В частности, он упоминает о подчиненном положении женщин: они должны не работать, а сидеть дома, воспитывая детей и повинуясь мужьям. В политическом смысле, продолжает он, Русская православная церковь является антидемократической силой, постоянно выражающей враждебность в отношении других религий и христианских конфессий. Как эти дефекты может преодолеть школьное преподавание? В конечном итоге, проиграет сама православная вера.

Мало того, практические аспекты реализации планов Медведева придают всему этому сюрреалистический характер. Предполагается, что квалифицированные преподаватели должны быть готовы к марту.

Как заявил Медведев, этой программой планируется охватить 12 000 школ в 18 регионах (менее пятой части субъектов Российской Федерации). Даже при столь ограниченном масштабе задача не может не устрашать. Предполагается, что школы должны предлагать на выбор курс православия, ислама, буддизма или иудаизма, а неверующие родители могут выбрать для своих детей курс светской этики.

Действительно ли Медведев считал, что удастся подготовить 40 000 преподавателей? Или просто пригласят местных священнослужителей? Тот, у кого хорошо развито воображение, может представить себе толпу протоиереев, имамов, раввинов и буддистских учителей, бьющихся с коллегой-"атеистом" за право войти в класс московской или петербургской школы. Но может ли подобное быть в Саратове, Омске или Новосибирске? Сомнительно.

И поведут ли местные протестантские пасторы и католические священники своих прихожан на демонстрации против школьной программы?

Конечно, практичнее было бы подготовить учителей, которые могли бы рассказать обо всех этих религиях объективно и беспристрастно, но вряд ли такие люди существуют. Можно назвать одного человека, который 20 лет назад справился бы с этой задачей, но видный историк мировых религий отец Александр Мень был убит 20 лет назад, а православный истеблишмент считает даже его книги слишком либеральными.

Пожалуй, еще более неожиданно предложение Медведева ввести подобное в вооруженных силах. Мог ли президент всерьез иметь в виду, что новобранцы получат возможность ознакомиться с буддистским, мусульманским или иудейским вероучением?

И вновь только Русская Православная церковь способна выделить отряд квалифицированных преподавателей. Министр обороны Анатолий Сердюков не упоминал о других религиях, но поддержал предложение Медведева, заявив, что армия привлечет к выполнению этой задачи до 250 священнослужителей и будет выплачивать им жалованье.

Только православные капелланы? Они уже существуют, но трудно представить себе роль мусульманского капеллана, например, в Чечне, где стабильность среди мусульманского населения зависит в значительной мере от угрожающего присутствия российской армии. Сомнительно, что в армии в ближайшее время появятся мусульманские капелланы.

В России существует подлинное стремление к религиозному и моральному просвещению, но инициатива президента Медведева представляется плохо продуманной и нереализуемой.