Вышла книга о Донецко-Криворожской Республике

На модерации Отложенный

Журналист, историк и политолог Владимир Корнилов 29 сентября 2011 года наконец-то официально презентовал свою книгу «Донецко-Криворожская Республика. Расстрелянная мечта». По его словам, это не могло не случиться. Он всю жизнь хотел написать эту книгу. И потому, что продолжал дело рано умершего брата Дмитрия, мечтавшего об этом и работавшего над темой. И потому, что к этому его подталкивали его друзья. И потому, что – это самое главное! – ДКР, история и причины ее возникновения и гибели почти сто лет находились под негласным запретом…

Нынешний министр образования и науки Дмитрий Табачник по поводу выбора тем для диссертаций в советско-украинское время сказал: «Можно было, в принципе, выбить любую тему. Можно было писать работы и о гетманщине, и о Директории, и даже об УПА. Само собой, под жестким идеологическим контролем; само собой, соблюдая генеральную линию партии. Но одна тема всегда была под жестким запретом. О ней нельзя было ни говорить, ни писать. Эта тема – Донецко-Криворожская Республика».

А раз нельзя, то и не писали. Были робкие попытки пробить стену умолчания, но полной картины они не давали. И вот Корнилов, проработав год в архивах Москвы и Харькова, Луганска и Донецка, Киева и Днепропетровска, выпустил фолиант, за выход которого друзья выпили с тостом: «Был генерал Корнилов, был адмирал Корнилов, а теперь появился доктор Корнилов». В любой другой нормальной стране книга стала бы поводом для присвоения ее автору кандидатской или докторской ученой степени. Только за то, что он, например, нашел, вскрыл и впустил в научный оборот огромное количество исторических и архивных документов, которые пылились под спудом и были невостребованы из-за запретов.


Как создавали Украину…


Но не в Украине возможна такая осязаемая научная благодарность. И потому, что Высшая аттестационная комиссия (ВАК) – как тяжелое наследие старых советских времен – еще существует. И – это тоже главное! – история ДКР и сегодня не вписывается в руководящие идеологемы уже независимой Украины. Как не вписывалась в большевистские схемы, хотя и была создана самыми что ни на есть твердокаменными большевиками. Друзьями Ленина и Сталина. А сына главы ДКР Федора Артема-Сергеева, погибшего в странной и до сих пор не объясненной катастрофе уже в 1921 году, Сталин даже усыновил и воспитывал в своей семье.

Из всех наркомов ДКР, кстати, своей смертью в 1972 году умер всего один – нарком труда Борис Магидов. Все остальные были репрессированы и расстреляны в 1937-1938 годах. Часть мемуаров Магидова не опубликована до сих пор…

И вот почему все это происходило. По словам Корнилова, ДКР была создана, потом «убита», а ее территория стала частью Советской Украины только потому, что в основу ее создания и существования были положены три главных принципа, к которым путем компромисса пришли политики и хозяйственники этого промышленно развитого края.

Во-первых, создатели ДКР сразу заявили, что свою советскую республику они видят исключительно в составе Российской Федерации. Тоже советской. Многие документы ДКР даже «шапку имели соответствующую – «Российская Республика Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».

Во-вторых, они создавали республику не по этническому, украинскому, а по интернациональному принципу. Это не было этническое украинское государственное образование. Потому оно с оружием в руках и сопротивлялось немцам, которые указывали, что ДКР – часть независимой Украины со столицей в Киеве.


Территория ДКР. Карта составлена Дмитрием Корниловым


В-третьих, области ДКР легко вошли в состав Советской Украины, потому что их элитам обещали жизнь по двум вышеуказанным принципам. А также потому, что и Советская Украина должна была учитывать федерализм и не строиться на этнических началах. «Украинскими» эти земли стали по воле кремлевских вождей, которые, грубо говоря, обманули Артема с товарищами.

С одной стороны, красным вождям действительно нужно было «разбавить» остальную Украину, преимущественно крестьянскую и населенную этнически резко обособленными украинцами, пролетарским и промышленным сегментом, населенным, как им казалось, пробольшевистским рабочим классом.



С другой – многие в Кремле, Ленин в том числе, видели в новой сильной и советской Украине противовес России и преграду перед «великоросским шовинизмом». Потому и проводилась во вновь созданной Украине такая дикая и жесткая насильственная украинизация, когда огромное количество русских просто насильно переписали в украинцев и заставили ускоренно учить «мову». А компромисс в соединении двух этих Украин – «украинской» и «неукраинской» – вылился еще и в то, что первой столицей УССР стал не Киев, а Харьков – столица именно ДКР…

Были и такие вожди в Кремле, которые бредили «мировой революцией» и которым вообще было по барабану, что создается в постцарской России и в ее национальных регионах. Они видели в ней начало всемирной красной федерации освобожденных народов. И ради этой цели готовы были безжалостно бросить и русских, и украинцев, и всех остальных в кострище мировой революции. Как хворост под поленья…


Артем – создатель Советской ДКР


Поэтому ДКР была невыгодна и большевикам. Она рушила их представление о создании государств и республик по принципу национального самоопределения. Вот ДКР и пристроили насильно в Украину. И потом все советское время запрещали изучать то, что могло быть альтернативой советскому государственному строительству. Исключением из него была Крымская автономия, созданная и потом воссозданная по территориальному, а не по национально-территориальному признаку, игнорируя право крымских татар на национальное самоопределение в форме своего государства. Но Крым был и остается исключением, подтверждающим общее правило…

Ну и, конечно же, бесили принципы ДКР всевозможных свидомитов и национально-озабоченных фигляров после обретения Украиной независимости в 1991 году. Они создавали и сейчас создают Украину по этническому принципу, подавляя любое национальное инакомыслие и развивая свое национальное «эго» за счет других культур, в первую очередь – русской. А ДКР пропагандировала федерализм. Поэтому – по-прежнему ату ее, ату! Нынешняя Украина официально признает своими предшественницами – Украинскую Народную Республику (УНР) и Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР), на государственном уровне чествует их объединение 22 января 1919 года потому, что это были этнические протогосударства.

До полного маразма это дошло при «оранжевом» в желто-синюю крапинку вожде Майдана Викторе Ющенко. Он вообще заявил, что не было «никаких донецких и одесских республик». Не было, и все тут!


Так в ДКР видели свое место в новой стране…

Между тем ДКР была чуть больше года: с 12 февраля 1918 по 17 февраля 1919-го. И включала в себя территорию нынешних Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Сумской, части Херсонской и Ростовской областей. Более того, она была создана по воле инициаторов, поддержанной народом, а значит, для современной Украины имела ту же легитимность, что и УНР с ЗУНР. И это притом, что современная Украина, как правильно заметил присутствовавший на презентации книги Корнилова первый зампредседателя Государственной архивной службы Украины Виктор Воронин, вообще должна с чисто юридической точки зрения числить себя правопреемницей УССР, части пусть и формально, но федеративного СССР, основательницы ООН, а не каких-то ЗУНР и УНР. Эти образования, как и ДКР, как и другие советские образования в Одесской области и в Крыму, как разные «Украины» в Закарпатье и на других ее территориях, и образовали в свое время единую УССР…

…Впрочем, это уже детали. Главное – лед забвения пробит и тронулся. Читайте книгу, если вам будет угодно знать свою историю. Еще одно «белое пятно» в ней заретушировано знанием…