Телесные наказания детей: бить или не бить?

На модерации Отложенный

«Кто пренебрегает розгой, тот враг своему сыну», — говорил царь Соломон, полагая, что экзекуции необходимы для правильного детского развития. Нынешние взрослые в большинстве своем так не думают: осенью Совет Европы начнет масштабную кампанию по запрещению телесных наказаний детей. СЕ полагает, что ребенка нужно убеждать, а не наказывать.

«А вчерась хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать…»

А. П. Чехов «Ванька».

Предки

История детских телесных наказаний — это целая поэма. Греки лупили своих отпрысков линейками, американцы — розгами, бразильцы наказывали их бастонадой (палочными ударами по пяткам и спине), а европейцев до 18 лет угощали и розгами, и палками, и плетьми. На Руси детей называли «отроками» (то есть, «рабами», «не имеющими права голоса»), ставили коленями на горох и тоже поколачивали за непослушание, лень или просто так, чтобы развить чувство субординации. Сегодня ситуация меняется: одни родители выступают за легализацию телесных наказаний в школах, другие сами не гнушаются в случае чего взять в руки ремень, третьи задумываются: а приносит ли экзекуция нужные плоды?

Мы

На форуме «ЛГ» мы задали вопрос: «Как вас наказывали в детстве?». Психолог прокомментировал перечисленные методы, оценив их эффективность по пятибалльной шкале.

Лишение свободы

Наказания: поставить в угол, закрыть одного в комнате.

Эффект: 0-2

Marty: За мелкие проступки меня ставили в угол. Чтобы выйти оттуда, нужно было притихнуть минут на 10-15, а затем с виноватым и раскаявшимся видом просить прощения.

silver_fox: Меня запирали в кладовке. Дверь закрывалась на большущий крюк, выключался свет, и лишь махонькое оконце под потолком пропускало немного света. Но я хитрила: заранее прятала в кладовке любимую книжку, журналы «Мурзилка» и фонарик.

Zabiyakina: За драки с младшим братом — причем, неважно, кто был виноват — оба стояли в углах друг напротив друга.

Екатерина Мануковская, автор проекта «Зачем?», психолог:

В первую очередь нужно понять, чего вы хотите добиться — чтобы ребенок «больше так не делал»; чтобы понял, как он огорчил родителей; чтобы увидел, что у каждого плохого поступка есть последствия. Достигает ли данное наказание этих целей? Вряд ли. Наверняка ребенок не раз потом совершал те же проступки. Тем более что в одном случае он отработал технологию выхода из заточения, а в другом — комфортно подстроился под наказание.

А вот ставить в углы драчунов — очень правильно, это напоминает рассказы о том, как два врага попали на необитаемый остров и им приходится привыкать друг к другу — иначе не выжить. Так и здесь: когда оба наказаны, оба в равных условиях, то пора искать в обидчике не врага, а человека.

Промывка мозга

Наказания: устные внушения без применения физической силы.

Эффект: 4-5

Lionia: Самые худшие воспоминания о наказаниях — это когда папа садился за стол, сажал меня напротив, и строгим тоном объяснял, как я его огорчил тем-то и тем-то, почему то-то и то-то делать нельзя, и что из-за того и этого может страшного произойти. Было очень обидно. На мой взгляд — очень действенный способ.

Po: За драки с сестрой (те еще бои без правил — она в меня железной ручкой от двери, я в нее — кипятком) заставляли просить друг у друга прощения.

Екатерина Мануковская:

Первый способ безукоризненный, и родители все сделали правильно: они говорят не о «плохом ребенке», а о плохом поступке, его возможных последствиях и своих переживаниях. Заставить просить прощения у «вражеской» стороны — тоже очень эффективный метод, он сродни стоянию в углах напротив друг друга. Ребенок вынужден посмотреть на своего противника не как на врага, который 5 минут назад отнял у него любимый диск, а как на брата или сестру. Этот способ примирения и наказания одновременно, он учит справляться со своей агрессией, оценивать свой поступок и его последствия и становиться на позицию другого человека.

Под горячую руку

Спонтанные наказания

Эффект: 0-5

Taha: Однажды мама выкинула всех моих солдатиков с балкона за то, что они никогда не лежали в своих коробках и всегда валялись на полу!

Wee_wild_witch: Я как-то на еду кочевряжилась, и папа мне на лицо прилепил большой бутерброд со сметаной.

Екатерина Мануковская:

Скорее всего, такие методы — признак родительского бессилия, когда папы и мамы не могут заставить ребенка прибраться в комнате, правильно вести себя за столом, и.т.д. Они эффективны только если ребенок поймет, что наказан за конкретный плохой поступок, а не потому, что у мамы плохое настроение. Иначе в наказании не будет никакого смысла. Добавлю еще, что в описанных ситуациях авторы запомнили наказание, скорее, из-за его нетипичности (бутерброд) или сильных болезненных ощущений (выброшенные игрушки). Такие наказания работают, если не повторяются.

Холодная война

Наказания: демонстративное игнорирование, бойкотирование, отказ разговаривать с ребенком.

Эффект: 4-5

Po: Я в условиях своего диатеза потаскала все конфеты (килограмма полтора) из шкафа и врала, что не я. Полдня со мной никто не разговаривал.

Podarochek: И меня наказывали молчанием! Это было самым страшным, и остается до сих пор…

Екатерина Мануковская:

Пока не встречала способа сильнее. Человек — существо социальное и понимание, что тебя игнорируют, для него зачастую тяжелее физического наказания. Но это наказание нельзя применять часто, иначе оно потеряет свою силу.

Из-под палки

Наказания: удары ремнем, выбивалкой для ковров, скакалкой, крапивой и другими предметами.

Эффект: 0

Wee_wild_witch: Мама шлангом от стиралки отшлепала, за то, что я залезла в центрифугу и играла в космонавта…

Psisa: Меня пороли и подзатыльниками математику в голову вколачивали.

Мне самой сын под горячую руку попадал. Бить ребенка — стыдно. Не «нельзя», не «неправильно», а именно стыдно, и мне ужасно совестно бывало после того, как я срывалась.

Taha: Однажды родители решили мне «дать ремня» (не помню, за что), и папа с ремнем ползал возле дивана, под который я залезла и (сначала строго, а потом уже сквозь смех) говорил: «Вылезай! Вылезай! Сейчас получишь!».

Podarochek: В возрасте 4-6 лет мы с соседом по площадке изучали свои анатомические подробности (визуально!), запершись в ванной. Вот тут ремень был обидным страшно! Я ж ничего не делала криминального-то!

Alina_alina: Меня полупливали, потому что я была очень непослушная, упрямая девочка. Могла уйти к дружкам на весь день, не спросившись, одежду новую изгваздать, хотя можно было бы для гулянья переодеться, и сквернословила, за что получала по губам. На физические наказания не обижаюсь вовсе (я была боевая, много дралась и привыкла к боли), но обижаюсь, когда вспоминаю, как на меня накричали, например.

Екатерина Мануковская:

Мое личное мнение: бить детей недопустимо. Но оттого, что я это скажу, родители не перестанут поднимать руку на них. Поэтому скажу по-другому: физическое наказание неэффективно, это следствие бессилия родителей перед ребенком. Они занимают позицию: «Я сильнее, поэтому я прав», хотя должно быть так: «Я мудрее, и поэтому могу объяснить, что ты не прав».

Возьмем описанные ситуации:

Почему мама избила девочку шлангом? Потому что сама испугалась за нее. То есть наказала за свои собственные переживания.
Ни один ребенок не станет умнее от подзатыльника, но родители, боясь, что он вырастет неучем, «вколачивают математику ему в голову».
Подавляющее большинство детей изучают анатомические подробности тела. За что наказали этих ребят? За то, что родители испугались закрытой для них темы («как бы чего не вышло после таких игр») и собственной некомпетентности в данном вопросе. Так загляните в книжки, полюбопытствуйте и убедитесь, что ничего страшного в этом нет.

Воспитание — штука творческая. И если вы не будете каждый раз вытаскивать из загашников памяти покрытые пылью клише, то и не придется браться за ремень. Ребенок нашалил? Не бросайтесь сразу вбивать в него правду-матку, спросите себя: «У этого поступка наверняка была причина — какая?» Именно во время этой паузы включается «тумблер креативного подхода в воспитании», который помогает придумать нечто нестандартное.

Потомки


Каких наказаний боятся современные дети? Оказывается, тех же самых, которых когда-то боялись мы: тут и старый добрый ремень, и страшный «укол с водой», и стояние в углу. Из новенького — разве что запрет на компьютерные игры и просмотр сайтов, на которых зависает ребенок, когда он один дома.

Тимур Меркулов, 6 лет:

Когда мне делали в садике уколы, и я не хотел, мне сказали что дадут ремешком по попе. Это самое страшное. А еще один раз в садике сказали, что если не буду слушаться, сделают укол простой водой: тоже было очень страшно.

Настя Иевлева, 12 лет:

Я наказаний не боюсь, мне они лишь доставляют неудобства. Самые неудобные — прослушивание телефонных разговоров, видеонаблюдение за мной, контроль надо мной (я имею в виду более сильный — ну, например, смотреть мои папки на компьютере, следить, куда я в Интернете хожу и т.д.) и запрещение прогулок после школы.

Сережа Шаповалов, 5 лет:

Боюсь, чтобы меня не отлупили. И в угол не хочу вставать, боюсь. Боюсь, когда очень громко, сердито, страшно говорят. И игрушки хотят выкинуть за плохое поведение.

Борис Гаврилов, 3 года:

Если я не буду слушаться, мама найдет себе другого ребенка, и будет любить его вместо меня. А со мной тогда никто играть не будет. И дедушка меня брать на выходные не будет, и я его больше не увижу.

Саша Шевляков, 12 лет:

Самое неприятное — когда мама ругается. Она от этого расстраивается, а я не люблю маму огорчать. Еще неприятно, когда лишают игры на компьютере, или гулять не пускают, денег на диски не дают.

Экзекуция по правилам

Основываясь на опыте форумцев, мы вывели правила, которых нужно придерживаться, если уж дело дошло до физического наказания.
Ребенок надолго обижается, если наказание, по его мнению, было несправедливым. Если уж решили взять в руки ремень, объясните чаду, за что. Когда у ребенка в голове выстроится четкая цепочка «провинился — наказали — получил за дело», то и негативных последствий на долгие годы у него не будет.

Наказывать нужно сразу либо не наказывать вовсе. Особенно это касается маленьких детей, для которых прошедшее мгновение — уже прошлая жизнь. Обещанное наказание (если оно заслуженное, конечно) всегда исполняйте. Иначе угрозы типа «не наведешь порядок, не пойдешь гулять» ребенок будет пропускать мимо ушей. Прежде чем наказать дитя, задайте себе вопрос: я наказываю его за дело или отыгрываюсь на нем за свои собственные неприятности и проблемы?

Ни в коем случае нельзя наказывать за:

Естественную познавательную активность (ребенок берет в рот предметы, сломал игрушку);

Возрастные и физиологические особенности (неусидчив, невнимателен, не спит, не ест);

Отсутствие опыта поведения в той или иной ситуации (не попросился на горшок и описался, отнимает игрушку (естественное желание), боится идти к врачу);

Проявление естественных чувств (обижает младшего братика или сестренку из ревности);

Неосторожность (испачкался на прогулке, пролил сок из чашки).

Реплика от редакции:

Имейте в виду: Совет Европы может запрещать что угодно, но он не воспитает ваших детей. Поэтому вопрос о допустимости физических наказаний будете решать только вы. Так что скажете — бить? Или все-таки не бить?