Три жены

Начав с измен женщинам, генерал Власов закончил изменой Родине

Когда-то мы смеялись над советской пропагандой, внушавшей нам, что мужчина, изменивший жене, потенциально готов изменить и Родине. Как ни парадоксально, но эта поговорка имела под собой вполне реальные жизненные примеры. И самым характерным из них стала судьба генерала Андрея Власова, который во время войны пошёл на услужение к немцам.

\\\"Ты у меня одна\\\"

Любовные интрижки генерала Власова отличались не просто двуличием прожжённого бабника, а даже в некотором роде цинизмом. Об этом свидетельствуют письма, которые генерал весной 1942 года писал с фронта сразу двум женщинам - Анне Власовой и Агнессе Подмазенко.

Первая из них - официальная жена, которую он называл в письмах ласково «Аня» и «Аник». Она была его односельчанкой из села Ломакино Нижегородской губернии. Поженились они в 1926 году, после чего молодой командир Красной армии Андрей Власов сразу же увёз её с собой на место службы. И очень быстро Анна столкнулась с весьма неприятными для себя вещами. В 1937 году в Ленинграде некая Юлия О. родила от Власова дочь и подала на алименты. Власову тогда еле удалось замять возникший скандал и успокоить плакавшую жену заверениями, что «это была ошибка» и что «всё как-нибудь обойдется»...

Когда началась война, Власов буквально засыпал супругу письмами, которые вполне могли послужить агиткой образцовой советской семьи. Он писал ей: «Сволочей фашистов, нарушивших нашу мирную жизнь и разрушивших наш семейный очаг, мы сейчас бьём на  каждом шагу» (15.01.1942). «Я много пережил, и дороже тебя у меня и не было, а сейчас и нет на свете. Ты у меня одна. Больше нет никого… Моя дорогая, любимая и дорогая Аня! Куда твоего Андрюшку ни пошлют правительство и партия - он свою задачу выполнит с честью. Всё идёт хорошо… Скоро, очень скоро будет конец проклятым фашистам. Хватит им издеваться над нашей дорогой Родиной» (26.04.1942).

Не знала только Анна, что в это же самое время её муж писал не менее страстные письма другой своей «любимой» - Агнессе Павловне Подмазенко, которую Власов называл в письмах «Аля» и «Алик». Агнесса служила врачом в штабе оборонявшей Киев 37-й армии, которой командовал Власов. Молодая женщина приглянулась генералу, который скрыл от неё, что давно женат, и предложил выйти за него замуж. Был заключён фиктивный, по сути, брак. Осенью 1941 года назначенный командовать 20-й армией, оборонявшей Москву, Власов взял «фронтовую жену» Подмазенко с собой. Отсюда она и уехала к матери в тыл, чтобы родить от Власова ребёнка.

А следом к ней буквально потоком пошли письма, в которых были и такие слова: «…Я здесь буду бить фашистскую сволочь и гнать её на запад» (02.02.1942). «Сына поцелуй... Воспитывай в любви к нашей Родине» (28. 02.42). Любопытно, что при этом генерал ещё и умудрялся... ревновать свою «фронтовую жену»: «Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор был верен. Ты для меня всегда была святая…» (02.02.1942). «Дорогая Аля! Кроме тебя никому письма не пишу…» (21.02.1942). «Кроме тебя у меня никого в жизни нет...» (10.05.1942). «Смотри не крути ни с кем, а то плохо будет…» (18.03.1942).

Наверное, в то самое время, пока сочинялись столь страстные послания сразу двум жёнам, Андрей Андреевич с аппетитом поедал обед, который ему готовила третья «супруга» - военная повариха Мария Воронова, сменившая Подмазенко на посту ППЖ.

Её Власов «пригрел», когда весной 1942 года получил назначение на Волховский фронт. Вместе с Вороновой он, собственно, и попал в немецкий плен...



Немецкая супруга

Если для кого и была советская власть родной матерью, так это именно для таких людей, как Власов. Выходец из самой простой крестьянской семьи, он после Октябрьской революции сделал просто головокружительную военную карьеру - за короткий срок пройдя путь от командира взвода до командующего армией. Всё это время он никак не сомневался в проводимой коммунистической партией политике. На различных партийных собраниях и мероприятиях красный командир неизменно клялся перед народом в верности делу Ленина-Сталина. Да и в своих анкетах уверенно писал: «Никаких политических колебаний не имел. Всегда твёрдо стоял на генеральной линии партии и за неё всегда боролся».

Воевать Власов начал хорошо. Под Москвой вверенная ему 20-я армия одной из первых перешла в контрнаступление, закончившееся разгромом ударной немецкой группировки. На Власова буквально посыпались награды и поощрения, включая и внеочередное звание генерал-лейтенанта... А потом случилась трагедия на реке Волхов.

Немцы двумя мощными ударами отсекли от главных сил 2-ю ударную армию Волховского фронта. Спасать армию Ставка отправила именно генерала Власова. Однако к моменту прибытия Власова положение армии было уже безнадёжно - части оказались совершенно обескровленными и, по сути, разгромленными. Было принято единственно правильное в таких условиях решение: отдельными группами с боями прорываться обратно к своим. В последних числах июня 1942 года Власов с небольшим отрядом штабных командиров ушёл на восток и... пропал без вести. И лишь спустя два месяца пришло известие, шокировавшее Сталина, - Власов захвачен немцами...

Как оказалось, в плен Власов попал случайно. Выходя из окружения, генерал вместе со своей ППЖ Марией Вороновой решили наведаться за едой в ближайшую деревню. Так получилось, что они нарвались на старосту, который и выдал их немцам. Дальнейшее уже известно. Воронову немцы отправили в концлагерь, а Власов на допросах охотно рассказал немцам все известные ему военные секреты, а ещё через некоторое время объявил о своём разрыве с советской властью и формировании под своим началом так называемой Русской освободительной армии (РОА).

Находясь в Германии во время формирования РОА, он умудрился жениться ещё раз. Его избранницей стала немка Адель Биленберг, вдова офицера СС. Очередную свадьбу Власов справил в марте 1945 года, в городе Карлсбаде...

Видимо, предательство - и в личной жизни, и на военной службе - было его настоящей натурой. А ещё желание служить только сильному, тому, кто в данный момент побеждает. Во время революции Власов прагматично посчитал, что сильны большевики, и поэтому пошёл к ним на службу. А в 1942 году, когда казалось, что Гитлер вот-вот победит Советский Союз, Власов, попав в плен, опять-таки прагматично выбрал потенциального победителя. Но просчитался - после Победы его поймали советские чекисты, и в 1946 году генерал-предатель по приговору Военного трибунала закончил свою жизнь на виселице...

Увы, измена генерала бумерангом ударила по его двум официальным жёнам. Согласно суровому положению о репрессиях по отношению к семьям изменников Родины, Анну Власову арестовали в 1942 году. Расплачиваясь за предательство мужа, она провела восемь лет в лагерях. Свои последние годы она жила в Балахне Нижегородской области. Реабилитирована лишь в 1992 году. Не менее трагичной оказалась и судьба Агнессы Подмазенко. В 1943 году по решению Особого совещания она получила пять лет лагерей. Затем отбывала ещё и ссылку. Реабилитирована в 1989 году, умерла в 1997 году.

Предательство Власова навсегда искалечило этим несчастным женщинам всю их оставшуюся жизнь.