О подарках: мы лишаем детей детства?

На модерации Отложенный

Психологи с тревогой замечают: дети перестают радоваться просто подаркам, зато всё чаще диктуют взрослым, что именно они хотят получить на праздник. Причём любимым чадам зачастую важна в первую очередь стоимость презента, а не просто знаки родительского внимания. В результате столь потребительского отношения дети теряют ощущение праздника и просто используют Новый год или свой день рождения как очередной повод, чтобы заполучить интересующую их вещь. Стали ли наши дети счастливее оттого, что мы превращаем их комнаты в филиалы магазинов игрушек? Зачем мы задариваем своих детей? А может, мы сами, того не осознавая, лишаем их таким образом детства?

Баловать своих детей подарками сверх всякой меры на Западе начали в 60-е годы прошлого века. Потом этому нашли убедительное объяснение — во всем виновато общество потребления, которое объявило обладание вещью синонимом всего хорошего и правильного в жизни. Извечная дилемма «Быть или не быть» неожиданно мутировала и стала восприниматься иначе — «Иметь, чтобы быть». А счастье, как уверяла реклама и общественное мнение, в изобилии, которое хорошие родители должны обеспечить своим детям.

Для добропорядочных родителей эта смена понятий была ударом «под дых». Первыми забили тревогу психологи, которым неожиданно прибавилось работы. К ним вдруг повалили несчастные папы и мамы, которые стали мучиться чувством вины, если вдруг не могли обеспечить своего ребенка всем, чего бы он ни пожелал. С маниакальным упорством они принялись осуществлять все мимолетные желания своего чада, боясь лишить его чего-то существенного. Им, поколению, росшему во времена военного недоедания, стало казаться, что их ребенок получит эмоциональную травму, если, к примеру, заметит, что его одноклассник получил больше подарков, чем он сам. И мамы с папами старались покупать еще и еще, понимая при этом, что происходит что-то не то.

«На людских комплексах проще зарабатывать, чем на добродетелях. Зарабатывать на комплексах родителей — вообще святое дело, — поясняет «Новым Известиям» маркетолог Валерия Филиппова. — Этот принцип всегда учитывается в формировании экономической политики любой компании.

В результате этой политики в Штатах у людей постепенно стали формироваться только те потребности, которые экономика может с прибылью для себя удовлетворять. В результате современное общество, использующее маркетинг, сделало потребление чуть ли не обязанностью, повинностью человека. И сегодня в Америке от того, сколько купят подарков американцы перед Новым годом, напрямую зависят темпы развития экономики».

С 60-х годов прошлого века прошла уйма времени, но тенденция задаривания собственных детей подарками только усилилась. А несколько лет назад волна подарочного бума докатилась и до России.

«Маркетинг многих компаний, которые занимаются продвижением на российском рынке детских игрушек, тоже строится на слабостях взрослых, — рассказывает маркетолог Филлипова. — Только взрослых уже с российским менталитетом, на который оказали влияние и советский дефицит, и слово «нельзя». Поэтому мы и приобретаем железную дорогу, которой не было в детстве, компьютерную игру, в которую так давно хотелось самим сыграть. Россияне с азартом приняли эти правила игры и стали решать за счет своих детей свои давние детские проблемы».«Если ребёнок привык к бесконечным подаркам, то у него путаются понятия «любовь», «деньги», «подарок», — говорит детский психолог Алена Булатова. — Дети начинают думать, что если родители не дарят им дорогие вещи, то, значит, они их не любят. Они искренне обижаются, когда им преподносят просто какой-либо сувенир либо недостаточно дорогую вещь. Они уже не понимают, что подарок сам по себе — это ценность. «Задаренные» дети постоянно нуждаются в дорогих доказательствах родительской любви. Иначе им кажется, что родители перестали о них заботиться. Здесь и возникают конфликты. При таком подходе само понятие праздника сводится к нулю. А ребенок перестает мечтать и фантазировать и умеет лишь требовать. Это очень грустно, ведь только в детстве ребенок может научиться не только получать, но и отдавать».