Кем приходится Санта-Клаус Деду Морозу?

На модерации Отложенный

В новогоднюю ночь все - и дети, и взрослые - с нетерпением ждут чудес и подарков. Издревле на Руси все зимнее волшебство было связано с образом Деда Мороза - ледяного властелина, мага и затейника.

Началась его история во времена древних славян, которые поклонялись божествам - духам природы. Среди них были и прообразы Деда Мороза: например, восточнославянский дух холода Дед Трескун, он же Студенец и Мороз. Он насылал на землю стужу, губил посевы, не жалел людей и животных.

От сурового зимнего духа наши предки пытались откупиться - читали заговоры и приносили бескровные жертвы. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно и предложить Морозу ложку киселя или каши со словами: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!» или «Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Весной платилась и вторая дань Морозу - в деревнях пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них - в знак признательности за спасенный будущий урожай.

Повсеместно ходили поверья и о Зимнике - седом длиннобородом старике небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Проходя, этот воевода оставлял за собой жестокую стужу.

Под землей же повелевал холодом дед Карачун, который также морозил посевы и превращал в лед родники и воду в колодцах. Согласно древнему поверью, встреча с этим духом значительно сокращала жизнь. Три этих «лютых Мороза» и стали основными персонажами древнеславянских сказаний.

Со временем древние поверья перетекли в фольклор. В произведениях появился персонаж Морозко, он же Мороз-Красный нос и Мороз-Воевода. Этот хозяин зимнего царства и внешностью и одеждой очень сильно напоминает современного Деда Мороза. Именно про него Некрасов написал свою знаменитую поэму «Мороз, Красный нос», Брюсов посвятил ему стихотворение «Царю Северного полюса», а Островский добавил его в свою пьесу-сказку «Снегурочка».

Но одним из первых литературная обработка фольклорного и обрядового образа Деда Мороза была сделана Одоевским в его «Детских сказках дедушки Иринея». Зимний волшебник показан здесь как «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как "тряхнет головой - от волос иней сыплется"; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега... Со временем появилась у него и внучка - светлокосая Снегурочка, которая подросла и стала для него незаменимой помощницей в его новогоднем волшебстве.

Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз ненадолго оказался под запретом - как пережиток прошлого. Опалу сняли в 1935 году, а в 1937-м Дед Мороз со своей Снегурочкой появились на елке в московском Доме Союзов.

Образ же заграничного аналога нашего Деда Мороза - Санта-Клауса - был придуман в 1823 году преподавателем семинарии Клементом Кларком Муром, который под рождество прочел жене и детям сочиненное им стихотворение „Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса".

Учитель изобразил Санту добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Стихотворение было опубликовано и образ Санты „пошел в народ".

Первый портрет Клауса создал в 1862 году американский карикатурист Томас Наст. Художник поселил его на Северном полюсе и в течение 24 лет рисовал волшебника для обложек популярных журналов "Harper„s Weekly", которые пользовались невероятной популярностью, хотя были черно-белыми.

Яркую красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г издатель Луис Пранг - именно он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии.

Завершила же формирование образа Санта-Клауса компания по производству "колы ", которая в 1930 году, для того, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой, придумала хитрый рекламный трюк. Художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санту в фирменных красно-белых цветах напитка. Так родился современный образ зарубежного волшебника, который перестал быть эльфом Клемента Мура, а стал добрым стариком в санях с упряжкой оленей и с мешком подарков, которые он раскладывает в чулочки, развешанные на камине.

Прототипом же Санта-Клауса был греческий архиепископ Николай, который жил в городе Мира в IV веке нашей эры. По легенде, священник как-то встретил трех девушек, которые горько плакали оттого, что не могут выйти замуж по причине отсутствия приданого. Отец Николай пожалел подруг и велел им отправляться по домам, а на утро каждая из них нашла возле камина по мешочку с золотом - так священник постарался бескорыстно обеспечить людям счастье.

Версий этой легенды существует много - итог один: за благие деяния Николая причислили к лику Святых, а его день рождения, 19 декабря - стал праздником. Ныне же в церковной традиции Святой Николай считается покровителем пилигримов, моряков и рыбаков.

Современные Дед Мороз и Санта-Клаус чем-то похожи, но все же это совершенно разные волшебники. Так, если наш зимний покровитель носит шубу, подпоясанную кушаком, то иностранный дедушка застегивает ее на пуговицы. Красное, а иногда серебристое, синее или зеленое одеяние Деда Мороза достает до пят. Шубка зарубежного деда - короткая. Наш Мороз ходит в традиционной, старорусской шапке, а вот на голове Санты красуется колпак! Дед Мороз по обыкновению носит валенки, тогда как Санта-Клаус всегда появляется в черных сапогах. Ну и, конечно - Дедушка Мороз говорит по-русски, а заморский старичок не знает нашего языка.

Так что эти два волшебника - точно не родственники. С Новым Годом!