Чем может обернуться для России сокращение ядерного вооружения?

На модерации Отложенный

В существующем варианте, российские ядерные силы, хоть и уступают по мощи стратегическим ядерным силам вероятного противника, тем не менее, обеспечивают нанесение неприемлемого ущерба. Однако их дальнейшее сокращение без ограничения развития систем противоракетной обороны может привести к крайне тяжелым последствиям. На первых лиц нашей страны, которым предстоит в скором времени вести новые переговоры об ограничении стратегических ядерных вооружений, ложится воистину судьбоносная ответственность. Ущерб в случае ошибки может оказаться губительнее, чем гитлеровское нашествие.

С конца 80-х годов века минувшего по начало века нынешнего Россия пережила самое настоящее смутное время, от последствий которого не до конца оправилась и сейчас, и вряд ли оправится в ближайшее время. Искажению и умалению подверглись практически все средства, которыми наше государство исторически располагало для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Некогда могущественные вооруженные силы СССР пришли в полный упадок, из которого только лишь сейчас начинают выходить. На фоне этого упадка особое значение приобрело то единственное средство, которое гарантирует нашей стране военную безопасность. Это стратегические ядерные силы.

Сократившиеся с советских 10 тысяч зарядов до трех тысяч с небольшим, они по-прежнему являются средством гарантированного многократного уничтожения любого теоретически возможного агрессора или коалиции агрессоров. Отметив преувеличенность распространенных «страшилок» о ядерной зиме и эффектах ядерного взрыва, стоит помнить, что и без этих преувеличений ядерное оружие является венцом в ряду изделий, созданных человеком для уничтожения себе подобных, обессмысливая саму войну - никому не нужна будет «победа» ценой десятков миллионов жертв и смолотых в щебень крупнейших городов.

Итак, чем на сегодня располагает Россия в качестве Ratio ultima Romae - последнего довода Рима?

Основная мощь стратегических ядерных сил сосредоточена в РВСН. Это 1614 боевых блоков на 441 носителе. В числе этих носителей 75 ракет Р-36М и М2 «Воевода», известных на западе как SS-18 Satan. Дальность полета «Воевод» достигает 16 тысяч км, что практически не оставляет для них недосягаемых точек на земном шаре. Их 750 боевых блоков эквивалентом по 750 же килотонн каждый составляют главную ударную силу РВСН. Обладая малым временем подготовки к старту (в пределах трех минут) и высокой точностью (КВО менее 300 метров) эти ракеты могут использоваться как для превентивного удара по ядерным силам противника, так и для удара возмездия - 10 750-килотонных зарядов одной ракеты превратят в лунный ландшафт самый крупный мегаполис со всеми его окрестностями.

Ценность «Воевод» повышает чрезвычайно высокий уровень защиты пусковых установок ракетного комплекса, устойчивость самих ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, и развитый комплекс средств прорыва на борту, облегчающий группировке боевых блоков преодоление ПРО противника. Ракеты этого типа производились до начала 90-х годов, их средний возраст составляет 25 лет. Срок эксплуатации «Воевод» при условии необходимого технического обслуживания продлен до 31 года с возможностью дальнейшего продления. Известно, что в настоящее время в России разрабатывается новый носитель тяжелого класса, способный заменить Р-36.

На втором месте по количеству боевых блоков находится УР-100Н УТТХ - 100 ракет и 600 боевых зарядов мощностью по 550 килотонн. Дальность полета УР-100 приближается к 11000 километров. Имея еще меньшее время подготовки к старту и более высокую точность (КВО около 200 метров), эти ракеты вполне заслужили доставшееся в нагрузку к индексу НАТО SS-19 условное имя Stiletto - «Стилет». Соединения, оснащенные «Стилетами» базируются в Козельске и Татищево. Эти ракеты производились с 1979 по 1985 год и также имеют срок службы в 31 год с возможностью продления. Уже в следующем году начнется плановая замена изделий данного типа на недавно созданную твердотопливную ракету РС-24 «Ярс» аналогичной дальности полета. Она также несет шесть боевых блоков, правда меньшей мощности - в пределах 200 килотонн, что компенсируется повышенными способностями новой ракеты к преодолению ПРО и увеличенной точностью боевых блоков.

Лидером по числу собственно ракет, является группировка РТ-2ПМ, знаменитых «Тополей» - подвижных комплексов с моноблочной твердотопливной ракетой. Мощность боевого блока составляет 550 килотонн, как и на УР-100Н УТТХ. Всего в составе РВСН имеется 201 «Тополь» дальностью полета по 10 тысяч км. К достоинствам «Тополя» помимо также высокой точности и малого времени подготовки к старту относится его мобильность - обеспечивающая максимальную выживаемость группировки при рассредоточении в угрожаемый период. Хорошие ходовые характеристики транспортера позволяют «Тополю» буквально уехать из-под удара, дав ход в случае получения предупреждения о ракетном ударе противника и покинув теоретическую зону поражения.

«Тополя», как и другие оставшиеся в строю советские ракеты, производились в 80-е годы и в настоящее время идет замена ракет выслуживших свой срок на комплексы РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Предполагается, что в ближайшие 10 лет все «Тополя» будут заменены в соотношении 1:1.

«Тополь-М» является развитием «Тополя», отличаясь при близкой дальности более совершенным оборудованием, более быстрым разгоном и развитым комплексом средств прорыва ПРО. Последние модели «Тополей-М» оснащаются маневрирующими боевыми блоками, которые представляют собой крайне трудную цель для ПРО.

С 1998 по 2009 год на вооружение поставлено 65 ракет этого типа. До 2008 года на боевое дежурство ставились шахтные «Тополя-М» (50 единиц), с 2008 прибавились мобильные (15 единиц). Предполагается что в ближайшие шесть лет будет произведено не менее 66 мобильных и 34 шахтных «Тополей-М».

Второй по мощи группировкой ядерных сил располагает ВМФ России, в боевом составе которого насчитывается 11 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН). Пять из них относятся к устаревающему проекту 667БДР «Кальмар». Каждая лодка этого типа может нести по 16 ракет Р-29Р. В настоящее время на вооружении «Кальмаров» имеется 80 ракет дальностью по 6500 км, что позволяет наносить удары по северной части США. Каждая ракета несет три боевых блока мощностью по 200 килотонн. Созданная в 70-х годах Р-29Р не отличается особо высокой точностью - круговое вероятное отклонение составляет около 900 метров, поэтому основными целями этой ракеты могут быть только крупные объекты типа авиабаз или складов вооружения, или, в случае удара возмездия - городов.

Основу морских СЯС составляют более современные ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин», построенные в конце 80-х - начале 90-х годов, о которых подробно рассказано в статье «Крейсера Апокалипсиса». Шесть РПК СН этого типа несут 96 ракет. Первоначально они вооружались ракетами Р-29РМ дальностью до 8500 км, но в настоящее время проходят переоснащение ракетами Р-29РМУ2 «Синева» дальностью свыше 11000 км. Всего из шести «Дельфинов» на «Синеву», по имеющимся источникам, перевооружены уже четыре ракетоносца. Ожидается и перевооружение двух остальных. И Р-29РМ, и Р-29РМУ несут по четыре боевых блока мощностью в сто килотонн. Круговое вероятное отклонение базовой Р-29РМ составляет 250 метров. У «Синевы», по некоторым сведениям, КВО близко к 100 метрам, что приближает ее к объективно лучшей на сегодняшней день американской баллистической ракете морского базирования «Трайдент-2». Каждый «Трайдент» несет 8 475-килотонных боевых блоков с КВО в районе 90-120 метров.

В перспективе основу морских стратегических ядерных сил России должны составить РПК СН проекта 955 «Борей», первый из которых был спущен на воду в 2007 году. Всего до 2020 года флот должен получить 8 ракетоносцев этого типа, однако пока остаются нерешенными вопросы с их вооружением. Для «Бореев» разрабатывается ракета Р-30 «Булава», но ее испытания преследуют неудачи. Существует предложение о переоснащении лодок этого проекта ракетами «Синева», что потребует определенных изменений в конструкции. В настоящее время единственным ракетоносцем, с которого производятся пуски «Булавы» является РПК СН «Дмитрий Донской» проекта 941. В случае успеха испытаний «Булавы» под нее перестроят и еще два аналогичных РПК СН. Каждый из «девятьсот сорок первых» может нести 20 ракет.

Наименьшей по численности но наиболее гибкой группировкой ядерных сил обладают ВВС России, располагающие 78 стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС (64 машины) и Ту-160 (14 машин, возобновлено строительство серии). В общей сложности по правилам зачета, установленным договором СНВ-1 от 1991 года, за этими самолетами Дальней авиации засчитывается 872 заряда размещенных на крылатых ракетах Х-55 и Х-55СМ. Дальность полета Х-55 превышает 2000 километров, в варианте Х-55СМ приближается к пяти тысячам километров. Мощность боевого блока составляет 200 килотонн. Высокая точность этих ракет позволяет использовать их против точечных целей - таких, например, как командные пункты и узлы связи.

В ближайшие 10 лет группировка стратегических бомбардировщиков ВВС России претерпит определенные изменения - число Ту-95МС сократится до 55-60, а число Ту-160 напротив должно возрасти до 20-24 машин, с последующим ростом до 30.

В существующем варианте российские СЯС, хоть и уступают по мощи стратегическим ядерным силам вероятного противника (о которых будет рассказано позднее), тем не менее, обеспечивают нанесение неприемлемого ущерба. Однако их дальнейшее сокращение без ограничения развития систем ПРО может привести к крайне тяжелым последствиям. В связи с этим, на первых лиц нашей страны, которым предстоит в скором времени вести новые переговоры об ограничении стратегических ядерных сил, ложится воистину судьбоносная ответственность. Ущерб в случае ошибки может оказаться губительнее, чем гитлеровское нашествие.