Поляки ставят диагноз полякам
«Поляки о русских» – такие заголовки частенько мелькают в СМИ. Далее приводится целый перечень фраз и эпитетов, коими поляки награждаю своего восточного соседа. А что говорят поляки о себе? И не простые поляки, а интеллектуальная элита? В русофобах среди польских интеллектуалов недостатка нет. Но встречаются среди них также люди трезвого рассудка и неординарного мышления.
Один из них – профессор Анджей Валицкий, историк польской и русской философии, автор множества научных работ о польско-российских отношениях. В очерке «О польской моральной действительности» Валицкий самокритично констатирует: «К сожалению, я согласен с мнением Михаила Горбачёва, что "с точки зрения отношения к России, в Польше все искажено". С самого начала польской независимости средства массовой информации вбивали полякам в голову, что Россия – это страна цивилизационно чуждая и органически враждебная Польше и Европе…».
Анджей Валицкий выделяет из общего идеологического тренда научные работы некоторых польских советологов и специалистов по России и русской культуре, чьи авторы отстраняются от модной в Польше русофобии и придерживаются взвешенного и нейтрального взгляда на историю России и русского народа, не абсолютизируя чёрные страницы взаимоотношений Польши и России, не погружаясь в пучину исторической депрессии и трагического фарса. Но, как констатирует сам Валицкий, их мнение не имеет особой силы и «на уровне политического функционирования всё обстоит иначе» .
Поляков целенаправленно приучают, что «дата 17 сентября в принципе более важна, чем 1 сентября, что наибольшим преступлением, совершённым против поляков во время Второй мировой войны, была Катынь….».
Маниакальная подозрительность к русским среди поляков настолько развита, что «с самого начала подозревали в империализме даже Ельцина (хотя он призвал автономные части Российской Федерации взять столько суверенитета, сколько они смогут унести) и с усердием, достойным лучшего применения, поддерживали ельцинские экономические реформы, которые принесли России (в том числе – по мнению их американского соавтора, Джеффри Сакса, который признался в трагической ошибке) беспрецедентное экономическое бедствие, снизившее уровень жизни населения почти вдвое, сократившее среднюю продолжительность жизни на несколько лет и тем самым радикально подорвавшее в России авторитет рыночной демократии».
Досталось от Валицкого и польским политикам (или, лучше сказать, политиканам), пугавшим Европу Россией, словно пугалом: «К Владимиру Путину, который вытащил Россию из пропасти, относились враждебно не только потому, что он укрепил авторитарную традицию в России ("вертикаль власти"), но главным образом потому, что он преуспел».
Искреннее неприятие именитого учёного вызывают откровенно глупые попытки Варшавы куснуть больней «русского медведя», чтобы тут же побежать жаловаться на него матушке Европе: «Какой смысл имело уничтожение памятника советским воинам в Торуне в июле 1997 года, повторённое несколько раз (поскольку это не было технически легко), несмотря на протесты России, Украины и Белоруссии, а также вопреки мнению большинства жителей города?
Какой конкретный смысл имело удаление из Кракова памятника маршалу Коневу, который спас Краков и Ченстохову от разрушения, заставая немцев врасплох неожиданным окружающим манёвром? Чему должен был служить показ Путину в Освенциме не документов об освобождении лагеря Советской Армией, а выставки о порабощении народов СССР?».
Диагноз польскому обществу, сделанный А. Валицким, неутешителен – упадок морали: «По отношению к России в значительной части политического класса сегодняшней Польши я вижу нечто, что кажется мне очень плохим с моральной точки зрения. С одной стороны, мы становимся в позицию невинной жертвы российского империализма, реального или мнимого, признавая за собой право разговаривать с россиянами тоном морального превосходства, зная, что они к этому очень впечатлительны, и надеясь, что это подорвёт их веру в себя. Ведь в действительности многие из нас боятся не пресловутого "варварства" русского медведя, а именно европейского процветания и возрождения России».
Ян Юзеф Липский – ещё одна неординарная личность. Польский публицист, диссидент, ветеран Армии Крайовой (той самой, которая стреляла не только в немцев, но и в советских солдат), но при этом – интеллектуал и мыслитель. Среди статей Липского заслуживает особого внимания «Две родины – два патриотизма. Заметки о национальной мегаломании и ксенофобии поляков». Я. Липский – ярый антисоветчик, но способен в польской антисоветчине и русофобии узреть малосимпатичные черты: «Иметь ощущение культурного превосходства в отношении народа, который дал Достоевского и Толстого, не считая, по меньшей мере, двух десятков писателей, которые могли бы быть гордостью любой европейской литературы, в отношении народа Рублева, Менделеева, Стравинского – это, пожалуй, огромное недоразумение. Это народ, создавший былины и великую иконопись еще тогда, когда наша национальная литература пребывала в полном убожестве, а изобразительное искусство было в пеленках. Ни один из польских писателей не оказал такого влияния на литературу Запада, того Запада, к которому мы хотим принадлежать, – как Достоевский, Толстой, Тургенев, Чехов. Ничто не указывает также, чтобы духовная культура польских крестьян была богаче, чем русских. Они лишь другие. Есть что-то гротескное и в то же время плачевное в мегаломанском ощущении превосходства многих поляков над русскими».
Далее он касается на чувствах поляков к другим народам: высокомерие к украинцам и белорусам, пренебрежение к чехам и литовцам, глухая ненависть к немцам. Липский безответно вопрошает, почему и зачем полякам так примитивно относиться ко всем (!) окружающим их народам! И, как представитель польского народа и патриот Польши призывает своих соотечественников отказаться от малоумной кичливости к окружающим и поведения, гротескного до неприличия.
Но услышат ли сами поляки Анджея Валицкого и Яна Липского? Вряд ли.
Комментарии
Зря получается живете. По-моему жизнь говорит обратное. Было время все смотрели на высокие европейские зарплаты и пенсии, привелигированное положение рабочих, высокую социальную защиту. А потом оказалось, что жизнеспособность европейского социализма не так уж сильно отличается от жизнеспособноси социализма советского. Потом зашаталась Беларусь. И всё стало на свои места. Никакой пользы кроме никому не нужного тоталитаризма коммунизм принести не в состоянии.
Что поляки,евреи,цыгане - немцы их на дух не переносят!
Отвлечение: Когда Яна Павла 2 наградили Высшим Германским Орденом родился анекдот - Это единственный поляк который не угнал ни одной машины из Германии!))
На Западе их (мягко говоря) не любят.На Востоке я,и все мы,абсолютно нормально общаемся!
Всё "жаркОе" только от твердолобой,желтой прессы!
Да и не мудрено - пляшут под кремлинов!
Но записываться в тролли, служить тем же олигархам и кремлёвской банде - и самому из-за этого антикоммунизма оказаться нищим и голодным - я этого не понимаю. Это каким же кретином надо быть - чтобы против самого себя, против своих же интересов здесь на Ньюсленде агитировать! Вы бы о своих детишках подумали - Вы против них же работаете. Сегодня свои 30 серебряников заработали на антикоммунизме - и думаете, что Вы в шоколаде. А завтра Вашу дочь какой-нибудь мажор на джипе собьёт - а ему, спасибо антикоммунизму! - доблестные полицаи фиктивный угон оформят - Вам и спросить не с кого. Или Ваш сын "неизвестно откуда" туберкулёзом заразится - потому что благодаря антикоммунизму туберкулёзников в стране развелось видимо-невидимо. Я уже не упоминаю педофилов, теракты, техногенные катастрофы и прочие прелести антикоммунизма. Не плюйте сами в себя - а то попадёте и оплёванным о...
И чтобы победить всё зло и безобразие, творящееся в "нашем" государстве, необходима великая антикоммунистическая революция, которая выметет всех советских паразитов из России.
"А завтра Вашу дочь какой-нибудь мажор на джипе собьёт - а ему, спасибо антикоммунизму! - доблестные полицаи фиктивный угон оформят - Вам и спросить не с кого"
и далее...
А вот угорожать не надо. Знаем мы ваши советские выходки по затыканию ртов неугодным политикам.
Ну, а насчёт "великой антикоммунистической революции", "вымести советских паразитов"... Сейчас реально КПРФ (и все прочие коммунистические и псевдо-коммунистические партейки) - это партии нищих пенсионеров. И "советский паразит" - это реально 85-летний Прохор Петрович Сидоров, сплошь увешанный медалями "За оборону Сталинграда", "За освобождение Киева" и "За взятие Будапешта" - который своей героической задницей прикрыл лично Вашу бабушку - и подарил возможность лично Вам появиться на свет, получить отличное советское образование - и теперь вонять здесь на ньюсленде. Как Вас именовать после этого? Цензурных эпитетов у меня не имеется
Будучи возрожденными после Первой Мировой в качестве лимитрофа, к ненависти к России поляки прибавили и ненависть к коммунизму, что слилось в одно. положение даже не спасло освобождение и возрождение Польши после Второй Мировой, хотя СССР прирезал П...
Это не верно. Почему давят Прохорова и вообще всех правых? Не от дифицита коммунизма думаю надо понимать. Коммунисты очень хитрые, будут за ниточки дергать, а вы и не узнаете. Вот давай на этом и остановимся, что власть в России всё ещё коммунистична. Не забегайте вперёд.
Малый бизнес и "средний класс" не классы в общепринятом понятии, а социальные слои. Поэтому и существующий властный режим - социальный фашизм.
Кстати, то что вы написали полностью относится к правителям "демократических" стран. Сегодня они добрые и прикажут бомбить только дворец Каддафи или Асада, а завтра приступят к ковровым бомбардировкам городов. Для них, как оказалось, международное право тоже не писано. Запад скатывается к фашизму и начинает жить "по понятиям".
Не хами. Никому не дано право унижать народ.
"Причиной стало то, что Польша активно сопротивлялась навязыванию ей чужеродного советского коммунизма"
Гитлер все-таки роднее был, ясен хрен. А русофоб и тиран Юзеф Пилсудский-национальный герой. Еще в 1934-м гноил свой же народ в концлагере в Березе-Картузской и напару с Гитлером раздербанил Чехословакию развязав войну.
панове будет оплеуха.
Забывая, что и ее будущее на помойке истории, потому что вершить собственную судьбу это сборище трусливых баранов не может.
Русские о прошлом вспоминают как о своём славном времени, а во всех бедах настоящего и прошлого винят только себя.
Поляки о прошлом вспоминают как о бесконечной череде насилия над собой, а во всех бедах настоящего и прошлого винят кого угодно, только не себя.