Шираку чемоданами носили деньги от президентов государств Африки

На модерации Отложенный

Интервью Робера Буржи газете Le Journal du Dimanche произвело во Франции эффект разорвавшейся бомбы. 66-летний парижский адвокат заявил, что с 1997 по 2005 годы не раз приносил экс-президенту Жаку Шираку и экс-премьеру Доминику де Вильпену чемоданы, кейсы, спортивные сумки и даже… африканские барабаны, набитые пачками франков и долларов от президентов бывших французских колоний. Всего, по подсчетам адвоката, работавшего президентским советником по африканским делам, он передал Шираку и Вильпену около 20 млн долларов, предназначавшихся главным образом для финансирования избирательных кампаний. В 2002 году, к примеру, президенты Мобуту Сесе Секо (Заир), Лоран Гбагбо (Кот д’Ивуар), Абдулай Вад (Сенегал), Денис Сассу Нгуэссо (Конго, Браззавиль) и покойный Омар Бонго (Габон) передали Шираку на избирательную кампанию 10 млн долларов.

Деньги Робер Буржи приносил в Елисейский дворец не через парадный вход, а по подземным коридорам. Блэйз Компаоре, президент Буркина-Фасо, набил 3 млн долларов в четыре африканских барабана. В другой раз деньги были завернуты в рекламный плакат автомобиля Mini Cooper.

Однажды спортивная сумка с деньгами оказалась такой тяжелой, что у Робера Буржи несколько дней болела спина.

Денежные посылки прекратились в 2005 году, когда Доминик де Вильпен посчитал их слишком рискованными.

Жак Ширак и Доминик де Вильпен категорически отрицают получение «афродолларов» и угрожают подать на Буржи в суд за клевету. Доказать свои громкие заявления он действительно не может – документальных подтверждений денежных посылок у него нет.

Мамаду Кулибали, бывший заместитель Лорана Гбагбо, сообщил агентству AFP, что передачи денег действительно были, а вот пресс-секретарь сенегальского президента слова Буржи опроверг.
Тесные отношения

Негодование Ширака и Вильпена вполне объяснимо. Если слова Робера Буржи подтвердятся, то их репутации политиков и уважаемых людей будет нанесен непоправимый вред. Сильнейший удар будет нанесен и самой французской политической системе, которая, как оказывается, намного дольше, чем предполагалось ранее, была связана с бывшими африканскими колониями не только тесными культурными и экономическими, но и денежными связями.

Речь идет о так называемых Francafrique. Сначала африканские лидеры гарантировали бывшей метрополии свободный доступ к своим полезным ископаемым, обещали покупать оружие у Парижа и помогать ему сохранить влияние на континенте. Французы взамен обещали солдат, которые должны были помочь новоиспеченным президентам сохранить власть.

Позднее на первое место в Francafrique вышли взаимные финансовые интересы. Крупнейшие компании Пятой республики платили в Африке десятки миллионов франков и долларов в виде взяток. Африканские лидеры по классической откатной схеме возвращали часть полученных денег обратно во Францию для финансирования политических партий и избирательных кампаний нужных политиков.


Необъявленная война

Доменик де Вильпен, лидер французских правоцентристов, намерен побороться с Николя Саркози за Елисейский дворец. Он считает интервью Робера Буржи попыткой политических недоброжелателей очернить его имя и помешать ему участвовать в президентских выборах в апреле 2012 года. Вильпен не называет имена недоброжелателей, потому что в этом нет нужды – неприязнь, которую они с Николя Саркози испытывают друг к другу, ни для кого во Франции не является секретом.

Экс-премьер считает обвинения в свой адрес очередным залпом в необъявленной войне с нынешним президентом.

Можно ли верить месье Буржи, известному в Париже под прозвищем «мистер Африка»? Обращает на себя внимание один нюанс: отзываясь довольно резко о Вильпене, он поет дифирамбы Саркози. Придя к власти, Николя Саркози оставил его в должности советника по делам Африки, но поставил одно условие – передачи денег от африканских лидеров должны прекратиться. Но в том, что французским политикам перестали привозить кейсы с долларами из Африки, Буржи, которым, по его словам, движут раскаяние, чувство вины и желание «очистить Францию», верят далеко не все.

К примеру, Жан-Франсуа Пробст, близкий друг Ширака, уверен, что Буржи, переметнувшийся в стан Саркози в 2005 году, встречался перед прошлыми президентскими выборами с рядом африканских лидеров и вернулся в Париж с миллионом центральноафриканских франков для избирательной кампании своего нового патрона.

Скандальное интервью Робера Буржи появилось накануне выхода книги «Республика кейсов», автор которой, журналист Пьер Пен, рассказывает о роли бизнесменов и советников в международной политике Франции и утверждает, что афродоллары получал и Николя Саркози.

Пен ссылается на Мишеля Боннеркорса, бывшего советника Жака Ширака по африканским делам. Тот же утверждает, что в 2006 году Буржи встретился с президентами Габона и Конго и получил деньги на избирательные кампании де Вильпена и Саркози. Однако вместо того, чтобы поделить их поровну, он отдал всю сумму Николя Саркози.

В Елисейском дворце комментировать интервью Робера Буржи не торопятся, а представительница правой партии Саркози «Союз за народное движение» сказала, что если у Буржи есть доказательства, то он должен идти в полицию. Франсуа Олланд, наиболее вероятный противник Саркози на выборах от социалистов, потребовал провести расследование.

Эрве Морен, бывший министр обороны Франции и лидер партии «Новый центр», уверен, что интервью Робера Буржи нанесет «огромный политический ущерб».