Эволюция новогоднего торжества от Сталина до Путина
На модерации
Отложенный
Оглядываясь назад и вспоминая, как встречало Новый год старшее поколение, да и мы сами в детстве, стоит признать, что поводов для уныния было гораздо больше, нежели сегодня, но люди умели радоваться даже мелочам.
Когда речь заходит о 31 декабря, то мы невольно вспоминаем о сверкающей всеми цветами радуги елке, салате «Оливье», бое курантов, поздравлении главы государства, шампанском и мандаринах. Кто-то до сих пор ждет в гости Деда Мороза с ватной бородой и верит в чудеса в ночь на 1 января. И непременно в преддверии празднества в каждом доме говорят: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!» А раз так, то новогодний стол должен быть роскошным, но главное - обильным в плане разнообразия блюд. В эту ночь в каждом доме на суд желудка выставляется самое лучшее, но так было далеко не всегда...
Из подполья
В декабре 1935 года соратник Сталина Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил вернуть детям новогоднюю елку. Этот призыв восприняли как прямое указание сверху, и Новому году вернули статус одного из советских праздников. Общество, еще не забывшее некогда красивую и светлую дату, отреагировало достаточно быстро: в продаже появились как сами зеленые красавицы, так и всевозможные украшения для нее. Примечательно, что в тот же год впервые стали проводиться праздники для детей в Кремле - для небольшого круга «кремлевских» детей. С 1 января 1949 года этот день был объявлен нерабочим.
Со временем и по всей стране в канун Нового года и во время зимних школьных каникул начали проводить множество праздничных концертов для детей, где непременными хозяевами торжеств оказывались Снегурочка с Дедом Морозом. Советский новогодний стол по-прежнему оставался скудным: Новый год встречали, как правило, с водкой, вареной картошкой и селедкой, посыпанной колечками лука, а деликатесом выступала вареная колбаса, нарезанная кружочками.
«Огонек» и хрущевский пирог
Уже в 1960-е наметилась иная картина: на Новый год собирались не только узким кругом, но и большой компанией. Люди по-прежнему пытались накрыть праздничный стол со всем размахом, но для этого приходилось несколько месяцев кряду экономить во всем. На новогодних столах появились «гости» - холодец, салат из плавленого сырка с чесноком, селедочные паштеты к вареной картошке, объявились и домашние соленые огурцы с грибами.
Середина шестидесятых ознаменовалась вторым пришествием салата «Оливье» - с докторской колбасой вместо рябчиков под названием «Столичный». Готовили его в большом тазу и щедро заправляли майонезом, но не покупным, а тем, который делали сами. Винегрет занял незыблемое место в номенклатуре праздничных блюд. На первое, как правило, подавали пельмени, которые за несколько дней до этого лепили непременно всей семьей. На второе - тушеная картошка либо пюре с мясом.
Кур в магазине не было, а купить на базаре было далеко не всем по карману, мандарины же привозили из Москвы. Кто-то еще помнит, какие очереди были за конфетами и тортами в «Кондитерской» на улице Ленина и угловом магазине на Баумана. Ибо уже в те годы никто не оспаривал, что Новый год и сладости - это как зима и снег: одно без другого неполноценно. В тесных квартирах стол занимал все место, поэтому приходилось выбирать - либо танцы, либо еда. С появлением телевизоров стол победил окончательно. В 1962 году был снят на пленку первый новогодний «Огонек». А в квартирах советских людей под проигрыватели и редкие тогда магнитофоны танцевали неизменные вальсы, фокстроты, чарльстоны и полузапрещенный шейк.
И еще один кулинарный нюанс, который отличает ту эпоху от других десятилетий. В 1964 году из-за неурожая были введены талоны на муку, и в новогоднем меню появился хрущевский пирог: из батона белого хлеба вынимали мякоть, внутрь клали начинку и запекали пирог в духовке. В конце 1960-х утвердилась традиция пить на Новый год шампанское, но непременно с выстрелами. А игристое вино собственного производства появилось в СССР в 1954 году, когда была выпущена первая партия бутылок под брендом «Советское шампанское».
Застойные годы
31 декабря 1970 года за 10 минут до полуночи советский народ поздравил сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев - это было первое телепоздравление от главы государства. Из-за сильного волнения Леонид Ильич читал текст по бумажке, не глядя в камеру.
Погода порой также напоминала о себе. Например, вечером 31 декабря 1970 года было плюс 3, а утром 1 января похолодало на 10 градусов. В 1973 году снега не было вовсе, а в Казани возле елки у ДК Химиков красовались лужи. Самые большие сугробы наблюдались в 1978 году, когда морозы доходили до минус 45 по Цельсию.
В 1975 году был снят фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», и с этого года вся страна 31 декабря вновь и вновь переживает за Женю и Надю. На наших столах появились слоеные салаты - сельдь под шубой и «мимоза». Главным украшением праздника считался цыпленок табака или просто жареная курица, а ценным деликатесом - бутерброды со шпротами. В погоне за «шпротами» люди шли на все - многие эту рыбу делали сами. Рецепт прост: отварить мойву со специями (тут все дело вкуса), для придания копчености и золотистого цвета следует залить рыбу крепкой заваркой.
В овощных магазинах, но лишь по блату, доставали болгарские маринованные огурчики и помидоры в собственном соку, апельсины и молдавские яблоки. Но вот селедка «иваси» за 1 рубль 10 копеек тогда не была дефицитом. К чаю покупались шоколадные конфеты «Маска» за 4 рубля 30 копеек. Но главным развлечением, помимо голубого экрана, были танцы. Отплясывать умудрялись под скрипучие пластинки Джо Дассена, ансамблей «Цветы», «Самоцветы», «Пламя», «Аракс», танцевали даже и под пение Владимира Высоцкого. На семидесятые пришелся и пик популярности Муслима Магомаева.
Рейган и салат «Зимний»
В 1980 году символом Нового года, кроме Снегурочки и Деда Мороза, стал олимпийский Мишка. А в 1985 году Михаил Горбачев вернул себе право говорить с согражданами под бой курантов. Однако в декабре 1986 года Михаил Сергеевич придумал авангардный ход - он поздравил американцев с Новым годом, а советских людей - президент США Рональд Рейган.
Что ставили на стол? По большому счету то же самое, что и сегодня, но в меньшем количестве, потому как дефицит и талоны накладывали значимый отпечаток на праздничный рацион обывателя. Новый год начинался с охоты на продукты, профкомы предприятий обивали пороги райпищеторгов с письмами о выделении «дефицита», а таковым считалось почти все: дрожжи, яйца, конфеты, колбасы. Спасали магазины «Сельхозпродукты», где цены были в два раза выше, чем в обычных, но главное - был ассортимент.
Готовили котлеты, обязательно холодец, селедку под шубой, острые морковные салаты. Салат «Оливье» преобразился в очередной раз, так как в нем использовали мясо, в основном говядину, блюду было присвоено очередное имя - «Зимний». В качестве горячего. Блюда мог оказаться кролик или гусь. Пустоты на столе заполняли банками из подвалов - соленьями и разносолами, а также домашним вареньем. Пили по-прежнему водку и шампанское.
В семьи подчас наведывались штатные профкомовские Дед Мороз со Снегурочкой, которых дети встречали в карнавальных костюмах. После застолья пели или ходили по гостям - обязательно со своей закуской и бутылкой. В парках работали аттракционы, люди катались на горках, было светло словно днем, и все - взрослые и дети - водили хороводы вокруг елок.
Началась эра диско, а советские женщины, невзирая на свои комплекции, в конце 80-х танцевали ламбаду. Слушали песни Валерия Леонтьева, Анны Вески, Яака Йоллы, «Землян» и «Ласкового мая», но в квартирах зазвучали те зарубежные мелодии, которые покорили сердца многих граждан СССР: под музыку групп «ABBA» и «Arabesque», «Boney M» и «Modern Talking» люди встречали рассвет 1 января.
От Задорнова к Путину
31 декабря 1991 года вместо сложившего полномочия первого Президента СССР Михаила Горбачева страну поздравил сатирик Михаил Задорнов. Через год был новогодний дебют у Президента России Борис Ельцина (он же ввел традицию обращаться к людям на фоне украшенной елки с бокалом шампанского в руке).
Такие же метаморфозы в это время происходили и на праздничном столе, но лишь с той разницей, что у кого-то не было почти ничего, а у других на скатерти красовались невиданные заморские продукты. В начале девяностых были талоны на продукты, а в конце уже можно было лакомиться омарами, клубникой и арбузами зимой.
Спирт «Royal» и «ножки Буша» - символы начала десятилетия. Первые «сникерсы» и «марсы» делили на всех чуть ли не по линейке. Кому-то не платили по полгода на заводе зарплату, а под праздники рассчитывались стиральными машинами «Фея».
И все же «Оливье» в этот период теряет статус редкого гостя, хотя домохозяйки уже перестают блюсти консистенцию данного блюда. Рядом с этим салатом, как правило, оказывается «Сельдь под шубой». Появляется свекольный салат с чесноком, покупным майонезом и орехами. В ходу, кстати, были домашние пироги, разнообразная выпечка и обязательно что-либо из печени - паштет, торт или блинчики.
Рядом с почетной бутылкой шампанского, которую также покупали за несколько месяцев до 31 декабря, обязательно стоял графин с «самопальным» соком - вишневым компотом. В те годы детвора требовала уже разбавить пакетик «Юпи», реже - «Зуко», после которых благодаря красителям посуда отмывалась с трудом. Во второй половине 1990-х годов торт «Птичье молоко» домашнего приготовления из манной крупы стал все чаще украшать новогоднее празднество.
В это время были популярны песни Евгения Белоусова, Владимира Маркина, Игоря Корнелюка, Сергея Минаева, групп «Ласковый май», «Мираж» и «Кар-мен». А на ТВ впервые вышел «мюзикл» «Старые песни о главном».
А в 1999 году прозвучало знаменитое «двойное» телепоздравление: днем Борис Ельцин обратился к народу и сказал, что «устал и уходит», а в полночь уже выступил Владимир Путин.
Комментарии
Так что было-то?