Патриарх Кирилл: Наше дело - не только кадилом махать
На модерации
Отложенный
В канун Нового года Патриарх Московский и всея Руси побывал в Российской Академии госслужбы при Президенте РФ, где провел свою первую встречу с московским студенчеством и преподавателями. Речь в стенах, где выпускают будущих чиновников, шла об отношениях государства и Церкви. Тема - традиционно непростая, где любой шаг непременно вызывает критику, и недовольные найдутся всегда.
Вспоминая лихие 90-е, Патриарх Кирилл отметил, что реагировать на изменения в стране нужно было с ходу, но все равно Церковь постоянно попрекали за медлительность и робость. «Нам тыкали пальцем: почему вы не такие динамичные, как, скажем, польские католики? Почему не хотите обрушить праведный гнев на коммунистов?». Однако ума хватило не откликаться на призывы интеллигенции и журналистов. Мы никогда не вмешиваемся в политическую борьбу, - подчеркнул Святейший. - Не поддерживая ни одну политическую силу, Церковь оставляет за собой право обращаться к народу с ясным, четким комментарием".
Теперь же, на фоне внедрения священнослужителей в Вооруженные Силы РФ, включения в школьную программу предмета „основы православной культуры" РПЦ подвергается нападкам уже с другой стороны. „Вы везде лезете, кошмар, клерикализация! Какое право имеете вмешиваться в экономику? Ваше дело - кадилом махать. На всех не угодишь, - отметил Патриарх. - Почему нам есть дело до политики и экономики? Да потому, что они неотделимы от нравственной составляющей человека. Церковь оставляет за собой право на нравственную экспертизу и нравственный комментарий - только так мы понимаем пастырство XXI века. Это не значит, что меняются приоритеты. В центре внимания всегда остается человеческая личность".
И никакие упреки Запада, по его словам, здесь абсолютно неприемлемы.
Тот же житель Западной Европы, ориентированный лишь на благополучие и комфорт, не только по всем статьям проигрывает „пассионарным силам" мусульманских общин в Европе, но и вряд ли окажется способным на какой-либо подвиг. „Уедет лучше на Багамы, пока в стране заваруха, - уверен Патриарх. - И если мы будем последовательно осуществлять либеральные идеи не только в экономике (хотя здесь они нужны тоже с оговорками), но и в формировании общественного сознания, то на выходе будем иметь человека, не способного защитить собственную родину ".
Большую роль здесь играет дипломатия, которая, по словам Святейшего, ранее нередко унижалась, пытаясь оправдаться перед Западом за взаимоотношения государства и Церкви. „Дипломатия унизительно объясняла „судьям", накладывающим собственный критерий на нашу ситуацию, что мы такие же, как они, мы такие же хорошие, и просто нас неправильно поняли. А потом появляется доклад в Госдепе США, где написано об угрозе клерикализации. Но подобные критерии, рожденные в иной исторической и культурной среде, не могут быть непререкаемыми для оценки ситуации в России".
Сама РПЦ, тем временем, также берет на себе дипломатические функции, восстанавливая контакты с бывшими противниками. „Общение с грузинской церковью не прерывалось ни на минуту. Мы обменялись послами: нет государственных послов - будут церковные", - заявил Патриарх.
На прощание высокому гостю присвоили звание почетного доктора Российской Академии госслужбы и облачили в темно-синюю докторскую мантию и шапочку с кисточкой. „Я не могу увидеть, как я выгляжу в этой замечательной мантии, но сегодня вечером я обязательно посмотрю это по телевизору", - пообещал довольный Патриарх.
Комментарии