Еврейских воинов отыскали на донской земле
На модерации
Отложенный
Сведения об Исааке Григорьевиче Грайзеле его родственники, живущие в Германии и Израиле, получили лишь недавно, – рассказала ИА «Город героев» председатель совета еврейского общинного центра Волгограда Яэль Иоффе.
– Он оказался одним из 2300 воинов-евреев, павших в кровавой мясорубке Сталинградской битвы и до сих пор считался пропавшим без вести. Спустя 69 лет после его гибели из волгоградских архивов пришёл ответ, где указывалось точное место захоронения, даты жизни. Сообщалось также, что Исаак Грайзель служил в железнодорожных войсках.
В силу возраста и по причине нездоровья родственники не смогли приехать на могилу к погибшему солдату. Эстафету памяти приняла еврейская община Волгограда и делегация из Израиля во главе с Тамарой Ройзен.
– Красоту донских просторов описать невозможно, с их сочной, несмотря на засуху, зеленью низин, с пологими склонами холмов, обрамляющих хутора, с вальяжно-гордой неторопливостью, много повидавшего, хранящего ни одну тайну давних казачьих историй, Дона-батюшки, – поделилась впечатлениями израильтянка Тамара Ройзен.
Братская могила, где захоронен Исаак Грайзель, находится во дворе хуторской школы. Сюда перенесли останки бойцов с места прежнего захоронения, которое подверглось плановому затоплению при сооружении Цимлянского водохранилища.
В соответствии с еврейской традицией гости провели поминальный обряд, прочли главы из Тегелим и Торы.
– Слова еврейской поминальной молитвы наверняка впервые услышала донская степь, – сказала Тамара Ройзен. – На здешней земле нашли покой славные бойцы, в числе которых были и отважные сыны еврейского народа.
Затем делегация побывала в школьном музее. И там гости узнали, что в списках похороненных здесь воинов значатся еще несколько еврейских фамилий. И поисковики надеются разыскать их потомков.
Комментарии
Хорошо, конечно, что евреи иногда воевали, хотя чаще они старались этого не делать, предпочитая либо смыться в среднюю Азию, либо тыловые подразделения. Неплохо, что они друг друга всюду поддерживают.
Это для нас плохо,