Кончаловский: Голливуд захватил Россию

По словам режиссёра Андрея Кончаловского, в современной России кинематограф подвержен самой страшной цензуре из всех возможных — цензуре прокатчиков, которые заинтересованы лишь в одном — в получении от фильма прибыли. Картины, не способные сделать внушительную кассу, до зрителя просто не доходят.

«В результате положение в нашем кино сейчас очень печальное — государство сняло с себя всякую обязанность по кинематографическому воспитанию зрителя», — признал Кончаловский. В августе на «Винзаводе» в рамках «КИНОклуба» открылась ретроспектива Андрея Кончаловского, получившая название «Годы дальних странствий».

В ходе мероприятия зрителям показали все фильмы этого режиссёра, которые он снял за пределами России. Программа открылась фильмом «Стыдливые люди», снятым в 1987 году в США, который представил сам Кончаловский. Беседуя с «Российской газетой», режиссёр рассказал об особенностях режиссёрской работы в США.

По его словам, режиссёр в американском кинематографе не имеет никакой возможности самовыражения, поскольку является в съёмочном процессе наёмным работником. «Режиссёр — только исполнитель, а все решения принимаются в кабинетах руководителей студий. И огромное влияние имеют звёзды», — рассказал Кончаловский.

По его словам, в СССР режиссёры «были баловнями, пользовались привилегиями», что создавало ложное представление о жизни. Кончаловский признался, что до отъезда на Запад ему казалось, что, приехав туда, он тут же получит всё то же самое, что и в СССР, плюс свобода самовыражения.

Прибыв в США, Кончаловский, по его словам, получил свободу, однако она оказалась бесполезной, поскольку там востребованы только те фильмы, которые приносят прибыль — иначе никто не выделит средств на съёмки.



Режиссёр указал, что в американском кинематографе съёмочные группы обладают намного более высоким профессионализмом, американцы более ответственно подходят к задачам. «Но картина может быть снята более профессионально, а оказаться пустой. Высокий технологический уровень не заменяет личность», — отметил режиссёр.

По словам Кончаловского, из девяти фильмов, которые он снял в США, в прокат вышло только два — «Танго и Кэш» и «Поезд-беглец». «Остальные семь картин выходили тремя копиями, как запрещённое кино в СССР. В США большинство картин не выходит в прокат, так как рынок жёстко контролируется компаниями-мэйджерами», — сообщил он.

Касаясь темы, почему российские кинематографисты не создают фильмов, способных конкурировать с голливудскими кинолентами, Кончаловский выразил мнение, что Голливуд занимается тиражированием мифов о США, у России же мифов о самой себе нет.

«Попытки просто скопировать Голливуд обречены на провал. Это как если бы из „Жигулей“ пытаться сделать „Роллс-Ройс“. Лучше хорошие „Жигули“, чем плохой „Роллс-Ройс“», — констатировал Кончаловский.

Кроме этого, как отметил режиссёр, Голливуд уже давно владеет российским прокатом, в результате этого кинотеатры посещают лишь подростки, предпочитающие «Кока-Колу» и «брать от жизни всё».