Что может быть хуже людей, которые всё делают правильно

На модерации Отложенный

Мы встретились в белорусском ресторане на Большой Никитской. Вообще это планировалась встреча одноклассников, человек десять-двенадцать.

-Даша, привет. Знаешь, какая история, все отказались. Кто заболел, кто поехал сразу домой. Неудивительно, такая метель. А я не хотела тебя расстраивать отменой вечера и не стала звонить. Ты же приехала, ждала, настроилась. Вот я и решила составить тебе компанию, мы прекрасно посидим вдвоем.

И тут я поняла, что мне предстоит страшное испытание.

С Алей я училась в одном классе четыре года. Но узнала о её существовании совсем недавно. Я знаю, что это звучит грубо и некрасиво, но я постараюсь объяснить. В детстве Аля была тихой крошечной неприметной девочкой. Ходила в идеально отутюженных платьицах, в идеально пышных бантиках, говорила тихим голосом, звёзд с неба не хватала, но и ниже крепкой среднестатистической успеваемости не опускалась. Почему-то её не замечали даже учителя, поэтому за примерное поведение её никогда не награждали, к самодеятельности не привлекали, ни особой любовью, ни нелюбовью одноклассников она не пользовалась, но всегда, абсолютно всегда носила одну и ту же улыбку на лице. Она традиционно не выражала ни удовольствия, ни радости, не хорошего настроения. Я вообще люблю общую доброжелательность, но для близкого общения предпочитаю людей более ярко эмоционально окрашенных.

Сама я хуже всех в школе знала географию, очень долго самодеяла в рок-группе на клавишных, один раз случайно подожгла куст сирени во дворе и очень часто висела в обоих списках сразу - "Они позорят нашу гимназию" и "Победители областной олимпиады по математике". В общем, меня любили и не любили, но знали и замечали точно все.

И вот они сошлись, вода и камень... Мне предстояло провести с ней целый вечер. Хуже людей, которые всё делают всегда правильно только люди, которые всё делают всегда правильно и с амёбным послушанием и библейской смиренностью.

***

-Мне так хочется попробовать тут сладких драников - защебетала она - ты представляешь, тут есть даже с вареньем.
-Мне пожалуйста драников с курицей - приветливо заказала я, обращаясь к официантке.
-Мне - то же самое - подмигнула мне Аля.

***

-Ну как ты живёшь? Я так рада, что мы встретились.
-Сделала себе пирсинг - зачем-то соврала я.
Естественно, такой неожиданный поворот событий её впечатлил. "Спроси "зачем?", ну спроси "зачем?""- подумала я.
-Зачем?
-Новые ощущения, сама понимаешь - я посмотрела вдаль со смыслом.
-А где?
Вообще я три года назад проколола уши, но многозначительно улыбнулась, чтобы она подумала про меня самое плохое.

***

Мы поговорили о всех знакомых.
У Али добавилась одна новая черта. Она всё мерит категориями "Повезло-не повезло".
-"Ну тебе же сразу повезло. Ты же на Физтех поступила после школы"... "А Ленке нашей не повезло. Она от передозировки умерла"... "А ты самолет водишь? Вот повезло".
Мысль о том, что это всё не случайно и люди могут чего-то хотеть, стремиться, не бояться рисковать, делать ошибки, учиться, работать, достигать Аля от себя старательно гонит.



***

-Ну ладно - попыталась направить разговор в другое русло она. - Ну а как муж, детки, расскажи? Ты знаешь, мне так обидно, в классе только ты и я остались без детишек. А ведь мы уже немолоды с тобой.
-Эээээ.... попыталась поддержать разговор я.
-Но у меня такая личная трагедия. Ты не представляешь. У меня были отношения с человеком, я так любила, мы были идеальной парой. Но он был итальянец. Моя мама была против этого брака.
-Мама??? - тут я опять недопоняла, но на всякий случай сделала такое чуждое мне философское лицо.
-Ну да, я же у неё одна. Она так плакала. Ты помнишь мою маму? Я не могла с ней так поступить. А потом у неё опыт, мудрость.
-Слушай, ну может это не моё дело, но как это возможно? Это же твоя жизнь. И что это за причина - мама плакала?
-О, кстати, да у тебя же была похожая история. Твои-то тоже были против твоего мужа.

Вот тут мне очень стыдно, но приходится признать, что это чистая правда.
-Ну да, мой папа сказал, что перестанет со мной разговаривать если я выйду замуж за грузина. Но он никогда не был так мной горд, как тогда когда я всё-таки это сделала, наплевав на всех.
-Ну да, ну да.- попыталась смягчить назревающий конфликт она. -Мы с тобой так похожи всё-таки. Тут я от ужаса закашлялась.

***

-Ну а что ты читаешь? - я пусть и неуклюже, но перевела разговор на другую тему.
-Ой, я пытаюсь не опускаться до современной попсы. Ну что может быть лучше русской классики?! - утверждение, конечно, бесспорное, но уж какое-то очень шаблонно-общее.
-Ну а что именно?
Она помолчала, потом выдала.
-Хотя ты знаешь я недавно увлеклась писателем Х. Его хвалит журнал Афиша.
-Ужас какой, писатель Х. же пишет мелко, плоско, надуманно эпатажно и лицемеро-пафосно. Фу, дрянь какая. - это у меня случайно вырвалось.
Самой мне очень хотелось, чтобы она со мной поспорила. Ну хоть раз в жизни. Попытайся отстоять свою точку зрения. Приведи доказательства, процитируй, кинь в меня драником с курицей, обзови матерно. Это же ты им увлеклась. Проявись хоть как-нибудь, давай поговорим.
-Ну если ты так считаешь. Я знаю, твоему вкусу можно доверять.

***

-Ну как тебе драники? По-моему, ничего. - нарушила тяжёлую паузу она.
-По-моему, пересолёные.
-Да? ... Ну вообще да, я тоже заметила.

***

Она немного задержалась в гардеробе, а я шагнула в московскую метель, в ночь, в вихриснежныекрутя. Мне нужно было ощутить дыхание стихии, чтобы придти в чувство. Я думала об этих женщинах, которых наверняка не одна, и не две. Они родились, чтобы быть зависимыми. Родители навязали им свои правила, свои чувства, свою жизнь, они зависят от журнала Афиша, от ресторанного гида, от настроения начальников, от гороскопа, от всего чего угодно, только не от своих желаний. Они ждут, ждут, ждут, терпеливо ждут, что им повезёт.

-Ты куда сейчас? Я - на Охотный ряд, мне завтра очень рано вставать, надо бежать. -догнала меня она.
-Мне надо в книжный зайти, это в другую сторону.
-Отлично, я с тобой.