С чего вдруг Онищенко заговорил о возвращении "Боржоми"?

На модерации Отложенный

Компания «Боржоми Грузия», производитель знаменитой минеральной воды, не обращалась в Роспотребнадзор с просьбой о возвращении на российский рынок, сообщает 16 августа корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси. Заявление боржомщиков стало ответом на пресс-релиз Роспотребнадзора от 15 августа 2011, который посвящен преимущественно молдавскому вину, но среди прочего, невзначай там сказано: «в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступило официальное обращение в отношении ввоза в Российскую Федерацию минеральной воды «Боржоми», которое в настоящее время изучается».

За нелепым, на первый взгляд, противоречием обнажилась очевидная лишь немногим суть конфликта вокруг благородного шлаковыводящего напитка. Конфликт этот в последнюю очередь связан с ВТО, территориальными и прочими раздраями в российско-грузинских отношениях. Кремль делит с кланом Саакашвили наследие олигархического дуэта Березовский-Патаркацишвили.

Драматургия этой истории незатейлива, как и многих других, к сотворению которых приложился Борис Абрамыч. В начале 2000-х полностью табуированный в России причем ни кем-нибудь, а самим Путиным, которого он привел к власти, Березовский перекинул часть спасенных капиталов на Грузию. Борис Абрамыч наивно полагал, что обретение тамошних активов, включая самого президента Саакашвили, не только приумножит его богатства, но и позволит насолить Владимиру Владимирычу. С единомышленником Бадри Патаркацишвили через инвестиционно-консалтинговую компанию Salford им было, в частности, произведено 50-миллионое долларовое вложение в «Боржоми». Случилось это в начале 2003 года.

К слову, основал Salford бывший управляющий директор Альфа-банка и одновременно консультант Березовского Евгений Иоффе. Его попытки отрицать связь с беглым олигархическим тандемом Березовский-Патаркацишвили никого не убедили. Впрочем, они утратили всякую значимость, когда Михаил Саакашвили, по примеру Путина, позарился на собственность Бориса Абрамыча и Бадри. Грузинский наместник начал перетрАхивать, как выразился бы Александр Григорий Лукашенко, не только имущество тандема, но и самих его членов. Оба оказались в опале. В начале 2008 году Патаркацишвили, который пытался вернуть «свое», через участие в грузинско-президентских выборах и вовсе странным образом скончался в Лондоне. Единственное, чего он добился - возможности быть захороненным на исторической родине. А Березовского, жаждущего присутствовать на похоронах, в Грузию не пустили.

Впрочем, беззаботно чахнуть над златом Березовского-Патаркацишвили у Саакашвили не получилось. На горизонте неожиданно нарисовался Василий Анисимов, обладатель Ордена Почета, который в 2006 году ему лично вручил в Кремле Путин. Это человек, который среди прочего исправно жертвует на столичный храм Святой Софии Премудрости, где настоятельствует отец Владимир (Волгин) - духовник супруги президента Светланы Медведевой. В нашем погрязшем в кумовстве государстве это особенно значимо. Ну, заодно он совладелец девелоперской компании Coalco и холдинга «Металлоинвест», а также один из претендентов на наследие лужковской супруги Елены Батуриной в виде активов «Интеко».

Отношения Анисимова с Борис Абрамычем и его компаньоном имеют богатую историю.

Анисимов уникальный персонаж - долгое время работая с этими людьми, он умудрялся неединожды их «кидать». Однажды Анисимов одолжил у Бадри $500 млн. на покупку 25% Михайловского ГОКа и не вернул. Затем он умудрился получить с кредитора еще $250 млн. за организацию возвращения Бадри в Россию. Но возвращения так и не произошло. После смерти Патаркацишвили Анисимов, памятуя о своих отношениях с его вдовой Инной Гудавадзе, объявил о правах на наследство почившего. При этом странным образом в России был аннулирован брак Патаркацишвили с Ольгой Сафоновой, которая могла бы претендовать на миллиарды экс-кандидата в грузинские президенты.

Путин очень злопамятен. Капиталы Березовского он считает собственными и ни за что не уступит Саакашвили в борьбе за приобщение к ним. Закрыв, в 2006 год российский, главный для «Боржоми», рынок Путин дал грузинским оппонентам повод задуматься над необходимостью поделиться экспроприированным у опальной олигархической пары. В ответ Саакашвили который год грозит России возможностью наложения вето на ее участие в ВТО. Между делом, успели повоевать в Южной Осетии.

Все эти перипетии, к слову, никак не препятствовали бизнесу IDS Borjomi в России. Так в 2008 году «Газпром» успешно пожертвовал идеологическому противнику контрольный пакет акций липецкого производителя минералки «Эдельвейс Л», который производит воду под марками «Эдельвейс» и «Эдельаква». Через год IDS Borjomi купила на этот раз у Нестле одну из самых популярных в России вод - «Святой источник». Эта сделка, в отличие от той, в которой участвовал Газпром, вряд ли пришлась Кремлю по душе. Хотя запретить «Святой источник», как «Боржоми», Онищенко не решился. Заподозрить «Святой источник» в несоответствии СанПинам, было бы попранием не только норм санитарии и гигиены - как ни как водоносную жилу, из которой разливают этот напиток, благословил некогда сам Патриарх всея Руси Алексий II. У Нестле же после этого начались проблемы. Онищенко постоянно уличает компанию в нарушениях, способных повлечь массовый падеж населения. Хотя для этих нападков есть и другие причины, посему увязывать эти события напрямую, возможно, и не совсем верно.

Как бы там ни было готовность Онищенко рассмотреть возможность возвращения «Боржомии» в Россию говорит о том, что переговоры, в которых, как поговаривают осведомленные люди, недавно тайно поучаствовали в Лондоне Анисимов и Саакашвили, привели к взаимопониманию. Видимо, достигнуто и понимание в вопросе перспектив компании, которые резко увеличатся с открытием российского рынка. Весной этого года IDS Borjomi объявила о желании выставиться на IPO. Прежде чем это случится, компании нужно стать, как минимум, прозрачной, чего сейчас о ней, мягко говоря, не скажешь. Впрочем, если Кремль и Саакашвили, договорились о долях в Боржомии, то с повышением прозрачности минерало-водного бизнеса проблем не будет.

Останется только подтянуть в профессиональном смысле пресс-службы IDS Borjomi и Роспотребнадзора, которые, привыкнув работать в закрытых структурах, не способны адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Чтоб Онищенко в дурацком положении впредь не оказывался.