Лондон в огне. Что ждет Россию?

На модерации Отложенный

Смотрю репортажи с лондонских улиц. Печальное зрелище. Бандиты кидаются камнями в полицейских, грабят магазины, жгут дома и автомобили, повергая в шок обычных граждан. Однако ничего нового в увиденном нет. Более того, проглядывают знакомые не только западные, но и российские черты...

Неблагополучные (по сравнению с остальными) районы есть в любом крупном городе мира. Страны «золотого миллиарда» – не исключение. Уличные банды, которые сколачиваются из бездельно-безработного, голодного молодняка, который на фоне постоянной рекламы с красивыми телками, дорогими тачками и широкоэкранными телевизорами чувствует себя ущемленным – скорее правило, а не исключение. Вопрос не в том, почему они пойдут крушить все, что попадется под руку, а в том, когда и где это случится. И основные пострадавшие известны: это вовсе не власти или полицейские, а обычные граждане, так называемый средний класс, которых бьют, чьи дома и магазины сжигают и грабят.

Через массовые погромы только в последние годы прошли Париж, Мадрид, Марсель. Жуткие беспорядки были в середине 80-х в Лос-Анджелесе, Детройт и вовсе считается одним из самых мрачных городов США, в Нью-Йорке до последнего времени районы Куинз, Бронкс, Бруклин считались ничуть не менее суровыми, нежели Челябинск с его мужиками.

Кстати, о Челябинске. Начало и середина 80-х с «лампасниками» из Ленинского района и достаточно частыми драками формата «улица на улицу», а то и «район на район», те, кому под или чуть за сорок, должны помнить очень и очень хорошо. И «водочный бунт» 1990-го тоже.

Да что там 90-е! Банды, причем вполне себе организованные, готовые к действию и не стесняющиеся никаких методов воздействия, есть и сегодня. Примеры – две истории на Урале: прошлогоднее миасское «Торнадо» или недавняя бойня с перестрелкой в свердловской Сагре.

Смею предположить, что в истории с уличными или еще какими бандами дело вовсе не в том, что бандиты иногда вырываются на улицы и что-что вытворяют. Гораздо поучительнее и показательнее реакция властей на происходящее. Как одномоментная, так и долговременная.

В первый момент, как показывает практика, любые власти и любая полиция любой страны оказываются совершенно неготовы к массовому насилию и бюеспорядкам. Что в Лондоне, что в Париже, что в Миассе. И это почти нормально, поскольку, к счастью, рефлексы и реакция возникает только при постоянной необходимости. А улицы громят все-таки еще не каждый день.

Самое важное – как реагируют власти в длительной перспективе. И расследуя произошедшее, и вырабатывая меры, которые предотвратят повторение случившегося. И вот тут уже между развитыми странами и Россией, увы, проглядывают все четче.

Я ни на секунду не сомневаюсь, что власти Лондона в частности и Великобритании в целом достаточно быстро и скурпулезно расследуют произошедшее, установят, найдут и накажут всех без исключения виновных. Почему? Причин много, и чисто технических, и сугубо политических.

Во-первых, суровое прошлое, шахтерские забастовки 80-х и борьба с насилием на футбольных стадионах англичан уже многому научили. А потому вот уже второе десятилетие весь Лондон уставлен видеокамерами.

Высокого разрешения, вандалозащищенными, установленными так и там, где до них никакой бандит не доберется. И уж если по видеокамерам в течении суток выяснили, кто именно осуществил серию взрывов в английской столице в 2005 году (на камерах наблюдения был весь путь, от домов до мест подрывов), то с хулиганами будет еще проще.

Во-вторых, налицо мотив, вполне знакомый каждому советскому человеку – через год в Лондоне пройдет Олимпиада. И уличные погромы – не только «звоночек» властям, но и прекрасный повод под шумок и аргументы о национальном престиже устроить серьезную «зачистку» всего города.

И в третьих. Для властей вопрос расследования и наказания виновных (по всей строгости закона и никак иначе) – вопрос политический. Если правительство Дэвида Кэмерона не справится с этим, его партия просто-напросто проиграет следующие выборы и лишится власти. Как и мэр Лондона. А вместе с ним (скорее всего) своего вполне высокооплачиваемого кресла лишится и начальник Скотланд-Ярда.

Если же говорить «о наших баранах», то ситуация с расследованием прошлогоднего массового побоища на миасском рок-фестивале «Торнадо» выглядит следующим образом. Следственный комитет отрапортовал о завершении расследования. Итог – 13 бандитам предъявлено обвинение, трое обвиняемых – в федеральном розыске, один – в международном.

Казалось бы, все славненько. Но... Посмотрите многочисленные фотографии и видео, сделанные (нет, не милицией или организаторами, а случайными свидетелями и пострадавшими)во время налета молодчиков. Милиционеры (тогда еще не полицейские) поначалу говорили о том, что нападавших было около шестидесяти и рапортовали о том, что установлены личности более чем сорока участников побоища. Так почему обвиняемых в итоге только 13? А где остальные, которые били (и не только руками и ногами, но и палками), стреляли из травматики или просто запугивали людей? Не говоря уже о публикации результатов служебных проверках действий тех милиционеров и сотрудников охранных структур, что должны были беречь покой отдыхающих. Не сомневаюсь, что таковые проверки были, и проведены они вполне компетентно. Так почему не опубликовать их? Но...

Повторюсь, проблема уличных банд и социальных причин их возникновения стоит перед любым крупным городом в любой стране мира. Есть ситуации куда посерьезнее Лондона, Парижа или Миасса с Сагрой. Например в Рио-де Жанейро фавеллы до сих пор практически не контролируются полицией, а разгул уличной преступности нашим бандюганам и не снился. Но качество, уровень развития государства и политической элиты определяется наличием воли и постоянной работой над решением проблем. А также угрозой потерять власть.

Я уверен, что власти Бразилии (там ведь, кстати, тоже на носу Олимпиада и первенство мира по футболу, что весьма показательно) шаг за шагом (как и в течении всех последних лет) отвоюют фавеллы у бандитов. Просто потому, что в этой стране, как выясняется, много не только футболистов и диких обезьян, но и вполне разумных, цельных и волевых политиков.

Насчет российской элиты я в этом не так уверен. Скорее, идет обратный дарвиновскому процесс...