В России отсутствует контроль за маломерными судами

Спустя два дня после крушения прогулочного катера «Ласточка» в районе Лужнецкой набережной на Москве-реке следствие назвало причину трагедии. По данным следствия, авария произошла из-за того, что капитан катера совершил резкий маневр, после которого у судна, возможно, заглох двигатель. В то же время полностью исключена вина экипажа баржи, после столкновения с которой «Ласточка» пошла ко дну. Кроме того, днем 2 августа спасатели обнаружили тело последнего, девятого погибшего в результате крушения. Эксперты заявляют, что в России практически отсутствует контроль за маломерными судами.

По утверждениям следователей, эта трагедия выбивается из общего ряда. За последние несколько лет это первое происшествие с маломерными судами таких масштабов. В Москве подобные аварии вообще происходят крайне редко, и какую-то тенденцию в них заметить трудно — все случаи индивидуальны. Но, несмотря на это, правоохранители все же отмечают плачевное состояние регулирования работы маломерных судов, поскольку «всем наплевать на то, что происходит на воде». Правда, если бы не страшная трагедия с теплоходом «Булгария», при крушении которого погибли 122 человека, «Ласточке» вряд ли уделили бы столь пристальное внимание.

Частный прогулочный катер «Ласточка» затонул в ночь на 31 июля на Москве-реке прямо напротив спорткомплекса «Лужники». В момент аварии на катере шла вечеринка — отмечали день рождения турецкого подданного Вайза Небзата. На борту находились 16 человек, в том числе владелец и капитан судна Геннадий Зингер. По словам очевидцев, перед тем, как уйти под воду, катер на большой скорости нарезал круги по воде и неожиданно врезался в проходящую мимо баржу «Ока-5». Оба судна столкнулись бортами, после чего катер разбился, и его потянуло ко дну. После удара гости попрыгали в воду, но часть из них затянуло в образовавшийся на месте крушения водоворот. Спастись удалось лишь семерым — шестерых (среди них был и именинник) подняли из воды мгновенно прибывшие спасатели, а один сам смог доплыть до берега. девять человек погибли, в том числе и капитан, тела восьми из них достали из воды утром 31 июля. Во вторник на дне Москвы-реки спасатели обнаружили последнее тело — 26-летней Киры Малосай.

Практически сразу после аварии следствие заявило о том, что, по предварительным данным, виновником трагедии стал именно Зингер. Как рассказали «МН» в Следственном комитете России (СКР), владелец судна был заядлым нарушителем — его уже три раза привлекали к административной ответственности, в том числе за превышение числа пассажиров. Последний штраф за превышение допустимого числа пассажиров Госинспекция по маломерным судам выписала Зингеру несколько дней назад, но в день ЧП он вновь превысил число пассажиров. По словам представителей следствия, этот прогулочный катер рассчитан на 12 человек, но на борту находилось 16. Во многом из-за этого, как утверждали в следствии, катеру и не удалось уйти от столкновения с баржей — выполнять различные маневры при перегруженности судна весьма проблематично. Спустя два дня следствие уже назвало официальную причину аварии.

Как рассказал «МН» руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов, причиной трагедии стал резкий маневр, который совершил капитан катера перед баржей.

«Установлено, что этот маневр имел место — катер резко пошел влево. Возможно, что в это время заглох двигатель, и катер стал неуправляемым, — рассказал Селиверстов. — Мы не можем сказать, почему он пошел влево — потому что у него отказали органы управления или потому что капитан сам вдруг решил совершить такой поворот. Капитан же умер, этого мы уже не узнаем».

Уже установлено, что вины экипажа баржи в аварии нет. Как сообщили в Ространснадзоре, «сухогрузный теплоход следовал с разрешенной скоростью 9,5 км/ч, на судне были включены все положенные световые огни, имелись все положенные судовые документы Российского речного регистра», — говорится в сообщении ведомства.

По словам Селиверстова, крушение «Ласточки» стало единственным за последние годы подобным происшествием с такими масштабами. «Аварии с маломерными судами достаточно редки — за два года такие случаи можно по пальцам пересчитать», — сказал он. И действительно, судя по открытым источникам, за последние полтора года в Москве произошло лишь несколько подобных ЧП. Так, в октябре 2010-го на причале около дома №22 по улице Борисовские Пруды произошло возгорание катера, никто не пострадал. В июле того же года у берегов третьего пляжа Серебряного Бора катер сбил 90-летнего мужчину, который позже скончался в госпитале. Примерно тогда же около Живописного моста катер столкнулся с байдаркой, в результате чего девушка, которая плавала на байдарке, получила травмы головы. А 24 июня этого года баржа столкнулась с теплоходом, на котором находились выпускники и их учителя. Но здесь вина лежит на экипаже баржи.

Как говорит Селиверстов, никакой тенденции в происшествиях с маломерными судами не наблюдается, и каждый случай индивидуален — «где-то неисправность судов, где-то халатность». «Объединять эти происшествия нельзя, — заявил он. — Случаев таких не так много. Был случай, когда яхта винтами в прошлом году девушку порубила — там был неправильно совершенный маневр, был случай, когда две яхты столкнулись — там тоже было нарушение правил движения. Есть просто несчастные случаи».

Несмотря на то что аварий с маломерными судами происходит немного, никакого контроля, по словам Селиверстова, в этой сфере практически нет: «Настолько это все не урегулировано, настолько всем, простите, наплевать на то, что происходит на воде». «Например, невозможно понять, соответствуют ли все маломерные суда определенным нормам. Таких судов в Москве тысячи — сколько точно, сказать невозможно. Многие суда зарегистрированы в других регионах, а есть те, которые зарегистрированы в Москве, а плавают где-нибудь в Монако. Поэтому определить, сколько таких судов плавают в столице, невозможно. И каково техническое состояние всех маломерных судов, тоже вряд ли кто скажет — у нас, например, были дела, в том числе и по получению взяток за прохождение техосмотров. Так что если катер прошел техосмотр, это еще не значит, что он соответствует всем нормам», — сказал Селиверстов. И резюмировал: «Вообще это все покрыто мраком и тайной — как и с автомобилями, такая же история».