Генпрокуратура возобновила дело в отношении Магнитского
Широкий общественный резонанс, вызванный публикацией доклада президентского совета по правам человека по многоплановому делу юриста Hermitage Capital Management (НСМ)Сергея Магнитского, вынудил правоохранителей на очередной ответный шаг. Впрочем, эффект от него может не устроить правозащитников, которые настаивают, что в смерти Магнитского виноваты следователи МВД. Вчера стало официально известно, что Генпрокуратура возобновила расследование дела юриста, который обвинялся в неуплате налогов на 2 млрд. рублей.
В надзорном ведомстве, впрочем, никак не связывают свое решение с публикацией доклада совета по правам человека. Поводом к возобновлению дела стало недавнее решение Конституционного суда РФ, признавшего противоречащей Основному закону практику прекращения дел в отношении умерших подозреваемых или обвиняемых без согласия их родственников, заявила вчера официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. КС таким образом удовлетворил жалобу отца Ольги Александриной, которая скончалась в ДТП на Ленинском проспекте, столкнувшись с автомобилем вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. Решение КС прокуроры растолковали буквально, квалифицировав его как «вновь открывшиеся обстоятельства», которые дают повод для отмены постановления следственного комитета МВД, прекратившего производство по делу Магнитского в связи с его смертью.
Юриста Hermitage Capital арестовали в ноябре 2008 года по подозрению в неуплате налогов. Следователи СК при МВД утверждали, что Магнитский разработал схему, по которой руководитель НСМ Уильям Браудер и партнер фонда Иван Черкасов не уплатили в российский бюджет около 2 млрд руб. Браудер и Черкасов уверены, что уголовное преследование Магнитского — месть за жалобы юриста по поводу захвата в 2007 году ряда подконтрольных фонду компаний «чиновниками, правоохранителями и уголовными элементами», — благодаря этому, считают в НСМ, из бюджета было похищено 5,4 млрд руб. Президентский Совет по правам человека в своем докладе фактически подтвердил версию руководителей НСМ. Общественники признали наличие конфликта интересов у сотрудников МВД, которые вели дело Магнитского. В докладе, в частности, упоминались следователи Олег Сильченко, Павел Карпов и Артем Кузнецов.
Следственный комитет отреагировал на доклад совета половинчато, возбудив дела лишь в отношении медиков СИЗО «Бутырка», где юрист содержался под стражей почти до самой смерти.
Впрочем, если действия СК можно расцениваться как позитивный итог от проделанной работы совета, то решение Генпрокуратуры куда более противоречиво. Некоторые члены совета и вовсе подозревают, что правоохранители таким образом хотят взять реванш у правозащитников. «Если Генпрокуратура не расширила производство по этому делу по субъектам, т.е. не инициировала расследование в отношении следователей, а возобновила дело против Магнитского в том же формате, что и раньше, в этом случае должна быть какая-то инициатива со стороны. Без такой инициативы Генпрокуратура не может принимать подобных решений», — заявил «МН» член президентского совета, экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова. Решение надзорного ведомства она считает незаконным. «Так же, как без согласия родственников не может быть закрыто дело, без их санкции оно не может быть возобновлено. А от родственников, во всяком случае по сообщениям СМИ, никаких заявлений не поступало. Ни закон, ни постановление Конституционного суда не дает оснований рассуждать иначе», — считает Морщакова.
Председатель совета Михаил Федотов согласен с Морщаковой в том, что у представителей Генпрокуратуры должна быть санкция на возобновление дела со стороны родственников Магнитского. В МВД же по-прежнему непоколебимы: в ведомстве Рашида Нургалиева отказались проводить внутреннюю проверку в отношении следователей, упоминавшихся в докладе. Хотя президент Дмитрий Медведев на встрече с членами совета 5 июля дал поручение правоохранителям отреагировать на факты, предоставленные общественниками, заявили «МН» представители Hermitage Capital. Адвокаты НСМ после публикации доклада подавали в главное управление МВД по Центральному федеральному округу соответствующее ходатайство, которое там не удовлетворили, пояснили в НСМ. Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков уверен, что «живое» дело в отношении Магнитского лучше, чем «мертвое». «Какая бы ни была мотивация у Генпрокуратуры, при таком внимании к этому делу внутри страны и за рубежом намного лучше, если оно расследуется. В этом случае оно подвержено влиянию», — заявил «МН» правозащитник.
Комментарии