Проблема милицейского произвола осталась открытой

Преступления совершенные милиционерами и раньше часто попадали в новостные ленты и становились достоянием широкой общественности. Но в 2009 году произошел настоящий всплеск милицейского беспредела. Стражи порядка вели настоящий отстрел мирных жителей в магазинах, на дорогах, забивали при проверке документов и во время следствия в тюрьме.

Открыл «сезон охоты» 27 апреля, в Москве, начальник ОВД «Царицыно» майор милиции Денис Евсюков. Он устроил бойню в супермаркете «Остров», открыв стрельбу по покупателям и персоналу. Три человека убиты, шестеро ранены. Позже коллеги майора сообщили, что Евсюков на момент преступления уже неделю был в запое и вел себя неадекватно.

Сразу после преступления милицейское начальство Москвы пыталось оправдать Евсюкова, характеризуя его как положительного, даже «перспективного сотрудника». Но после начала расследования стали выплывать факты характеризующие Евсюкова с далеко не положительных сторон и глава столичного ГУВД Владимир Пронин был вынужден уйти в отставку. Компанию ему составил и начальник УВД Южного округа Виктор Агеев.

5 мая Следственный комитет при прокуратуре России предъявил обвинение Евсюкову, характеризовав действия майора как хулиганство.

30 июля Нагатинский суд Москвы избавил федеральные органы власти от необходимости финансово отвечать за действия майора Дениса Евсюкова. Суд отклонил иск к департаменту финансов Москвы, казначейству и федеральному Минфину одного из пострадавших, получившего тяжелые ранения.

Данные социологических опросов, проведенные в июне Всероссийским центром изучения общественного мнения показали, что отношение россиян к милиции остается по большей части негативным или скептическим: 40% не доверяет милиции, а треть считает ее источником насилия. Милиция выполняет не правоохранительные задачи, а карательные.

В конце декабря в Москве начался судебный процесс над Евсюковым. Бывший начальник ОВД признал свою вину лишь частично. В ходе заседания были допрошены несколько потерпевших. Эксперты уверены, что частичное признание вины Евсюковым - это попытка избежать пожизненного заключения.

Тем временем «Синдром Евсюкова» распространяется по России. Питерские милиционеры, будучи в абсолютно невменяемом состоянии, за одну ночь задавили двух человек. Оба они - подполковники, сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД России. Их жертвами стали пешеход и автомобилист. Причем по невероятному совпадению одной из жертв стала сотрудница милиции.

7 сентября Дмитрий Медведев назначил начальника ГУВД Москвы - им стал генерал-майор Владимир Колокольцев. Специалисты уверены, что с этим назначением столичную милицию ждут серьезные перемены, начиная от общего стиля работы и заканчивая перестройкой всей структуры. Эксперты считают, что от данного назначения выиграют и сама столица, и ее жители.

Их надежды не оправдались.

Вечером в понедельник, 23 ноября, трое патрульных 2-го оперативного полка ГУВД Москвы во внеслужебное время у станции метро «Кузьминки» забили до смерти 19-летнего уроженца Абхазии. Конфликт произошел между приезжим из Абхазии 19-летним Эдуардом Гурцкая и его приятелем Давидом Ждомидавой с одной стороны и тремя сотрудниками 2-го оперативного полка ГУВД - Анвером Ибрагимовым, Алексеем Черниковым и Виктором Кузнецовым с другой. Стражи порядка, по данным ГУВД, находились «не при исполнении» и были в состоянии алкогольного опьянения, но при этом в форме. Повод у драки оказался самый простой - кто-то из молодых людей не уступил другому дорогу.

Не отставали от столичных коллег и региональные сотрудники МВД. В субботу, 24 октября, пьяный сотрудник МВД Аян Павлов расстрелял задержавших его автоинспекторов, а затем покончил жизнь самоубийством.

25 октября в тувинском селе Кызыл-Мажалык трое инспекторов местного ДПС остановили автомобиль «ВАЗ-2106», за рулем которого находился 17-летний школьник. Как позже объяснил милиционер ему показалось, что подросток пьян, приказу выйти из машины он не подчинился и достал предмет похожий на пистолет. После этого инспектор выстрелил в подростка, ранил сидевшую рядом с водителем девушку. Подросток погиб. Как стало известно уже в декабре, инспектор выгораживал себя: он сам находился в состоянии алкогольного опьянения, никакого пистолета у водителя не было и подходя к машине он без разговоров и предупредительного выстрела застрелил подростка.

16 ноября в столичном СИЗО «неожиданно» умирает 37-летний юрист британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский. Это произошло после того как юрист дал обвинительные показания на чиновников и милиционеров. Он скончался в тюремной больнице, куда его госпитализировали после неоднократных жалоб на боли в области живота. Адвокаты и родственники погибшего заявляли, что во время заключения был лишен необходимой медпомощи, хотя неоднократно просил об этом.

26 ноября федеральная служба исполнения наказаний частично признала свою вину в смерти юриста. Тюремное ведомство признало, что в изоляторе, где содержался юрист, имелись нарушения. На этот беспрецедентный шаг ведомство пошло после того, как президент Дмитрий Медведев, встретившись с правозащитниками, дал задание Генпрокуратуре разобраться с причинами смерти Магнитского.

В конце ноября глава МВД России Рашид Нургалиев заявил, что право на необходимую самооборону позволяет россиянам защищаться в случае любого незаконного нападения, в том числе дать отпор сотруднику милиции. О том, что сопротивление милиционеру может повлечь для сопротивляющегося пожизненный срок и о том, что милиционеры часто доказывают, что они не нападавшие, а пострадавшие, министр не сказал ничего. Так что проблема милицейского произвола осталась открытой.