В Александрове полиция взяла все в свои руки

По итогам публикации «Новой» в Александров выехала комиссия Общественной палаты. На встрече с местными властями жители рассказали о пытках, кражах, поджогах, избиениях и других преступлениях правоохранителей.

Жизнь журналистского материала начинается после публикации. Это простое в теории и сложное в исполнении правило нам пришлось применить на практике после выхода статей «Оперативная преступная группа» и «Полковник милиции, лидер местного УВД» (см. «Новую газету», №  67, 68). Речь в них шла об Александровском районе Владимирской области, где правоохранители не просто победили местных «цапков» (одним из лидеров которых считался арестованный экс-мэр Геннадий Симин), но и де-факто заняли их место.

Мы обратились с запросами в четыре федеральных ведомства, и они отреагировали. Начали проверки: Федеральная служба исполнения наказаний (в материалах шла речь о пытках в СИЗО), Госнаркоконтроль (в статье были приведены письма заключенных, рассказывавших о каналах поставки и реализации наркотиков), ГУСБ МВД и Следственный комитет по Владимирской области.

Но параллельно идет и «альтернативное» расследование, полагаем, преследующее обратную истине цель. Следственные органы ГУВД Владимирской области начали проверку в отношении одной из героинь наших публикаций — Алены Сенатрусовой — и стали вызывать по повестке людей, с которыми она общалась. Установили таких людей весьма оригинальным образом — по распечатке соединений мобильного телефона Алены, что крайне нетипично для формата дослед¬ственной проверки. Мы не исключаем, что в ближайшее время давлению подвергнутся и другие жители Александрова, не побоявшиеся выступить под своими именами на страницах газеты. В этой связи хочется предупредить: «Новая газета» никогда не бросает в беде героев своих публикаций.

Но первой отреагировала Общест-венная палата, а именно директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, который согласился выехать с комиссией в Александров, чтобы выслушать как местных чиновников и правоохранителей, так и граждан. Компанию ему составили адвокаты Владимир Самарин (Гильдия российских адвокатов) и Татьяна Вершинина.

В итоге состоялся круглый стол из двух частей. На первой перед московскими гостями выступали только чиновники и силовики. В их числе, кстати, не оказалось полковника Сирицына, который более не является лидером местного УВД. Александровскую полицию совсем недавно возглавил Владимир Пидсадний, у которого, по его собственным словам, от услышанного «голова пошла кругом».

Александр Брод напомнил, что Общественная палата плотно работает по Владимирской области, — в прошлом году он приезжал в Гусь-Хрустальный (имеющий славу «малой криминальной столицы») вместе с главой Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным. А в этот раз приехал в связи с публикациями в «Новой».

Мэр города Александрова Михаил Горин отделался фразой, что ситуация в районе «стабильная». Городской прокурор Александр Шайкин был чуть более откровенен, совершив исторический экскурс. Он напомнил, что Александров — это «сто первый километр», по которому проходила черта оседлости для неблагонадежных элементов. Ну вот они тут и расплодились. А полиции не хватает рабочих рук и квалификации, чтобы эффективно бороться с негативными явлениями. Глава Александровского района Смолин на встречу вообще не приехал: награждал участников турнира по мини-футболу с участием фээсбэшников.

Вторая часть круглого стола была жесткой. В правом углу зала заседаний районной администрации сидели те же чиновники и силовики (правда, мэр Горин ушел посреди встречи). А по периметру — жители города и района, которые решились открыто, в лицо «начальникам», рассказать о пытках, кражах, поджогах, избиениях, преступных действиях правоохранителей.

На своеобразный прием предварительно записалось 24 человека, из которых большинство — с заявлениями о пытках и незаконном игорном бизнесе. Но в зале людей было так много, что не все успели выступить и оставить свои контактные данные.

…Михаил Чурин рассказал историю своей жены, в равной степени обыденную и жуткую. 15 февраля 2010 года в Кольчугинской больнице ей должны были сделать операцию в связи с варикозным расширением вен. Но вместе с этим удалили желчный пузырь, из-за чего она стала инвалидом второй группы.

Чурины подали заявление с просьбой разобраться и возбудить уголовное дело, но получили отказы от кольчугинских прокуратуры и следственного комитета, хотя и прикладывали к заявлению медицинские документы о том, что на момент операции желчный пузырь и вообще все внутренние органы были здоровы.

Полтора года длится тяжба. Чурин был на приеме у прокурора Владимирской области Чеботарева, передал жалобу, которую через 10 дней спустили обратно в кольчугинскую прокуратуру. Был Чурин и на приеме в Москве у главы Следственного комитета РФ Бастрыкина. Результат тот же — в Кольчугино, и отказ за отказом. На руках у Чурина — постановление суда от 17 июня 2011 года: отменить постановление прокуратуры об отказе и возбудить уголовное дело. На суде представитель прокуратуры сказал, что дело возбуждено и просто еще не успели дойти документы. Но, по словам Чурина, к моменту проведения круглого стола никакие документы так и не появились.

Прокурор Александрова Шайкин, впрочем, уверял, что дело действительно возбуждено, и благодарить за это нужно прокурора Чеботарева, обещал представить всю информацию.

…Светлана Бухмиллер, адвокат, рассказала, как бурно начиналась ее карьера. Она защищала Александра Сергеева, обвиняемого в краже. Приехала в УВД Александрова для проведения следственных действий и оказалась в подвале под контролем оперативных сотрудников, где провела четыре часа. Спасло только то, что она успела отправить коллегам-адвокатам SMS: «Помогите!»

Сам Сергеев не скрывает, что совершил кражу. В этом он дал признательные показания в александровском УВД, но вечером его посадили в служебную машину и отвезли в расположенный в лесу пионерлагерь «Кристалл», где пытали «динамо-машиной», то есть прикрепляли к ушам электрические провода и давали разряд. В итоге он обещал, что подпишет всё, что угодно, и действительно подписал в городском УВД какие-то бумаги. Но после выхода из здания УВД двое неизвестных запихали его в машину и отвезли в ОВД города Киржач, где приковали к сейфу в помещении с железной дверью. Требовали «вспомнить» другие эпизоды, то есть взять на себя еще несколько краж на территории Киржача, где прежде Сергеев бывал только раз в жизни. Чтобы освежить память, повезли «кататься». В машине на его голову надели синий полиэтиленовый пакет и применили электрошокер вкупе с той же «динамо-машиной». Как говорит Сергеев, от ожогов он стал похож на леопарда.

После этого в рамках дружеского обмена его снова отвезли в александровское УВД, где Сергеев взял на себя еще три «эпизода».

Его адвокат Бухмиллер зафиксировала травмы на камеру мобильного телефона и добилась проведения экспертизы. Как результат — возбуждено уголовное дело по статье 286 (превышение должностных полномочий). Один опер¬уполномоченный находится в розыске, двух — Сергеев опознал. Допросы не завершены, потому что он не до конца оправился от пыток.

…Екатерина Майорова рассказала о том, как ее мужа Антона Андрианова полицейские возили «купаться», а точнее, топить в Андреевской плотине. К нему домой в Кольчугино приезжали сотрудники УВД и заставляли подписывать чистые протоколы. При этом повесткой не вызывали. Показания требовали и от самой Майоровой. Это важно: без этих «показаний» разваливается одно из дел, возбужденных в отношении находящегося в Александровском СИЗО Евгения Сенатрусова, мать которого, Алена, — один из лидеров местного «сопротивления», подписавшая письмо на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина.

По версии следствия, Сенатрусов сломал Андрианову ногу. На круглом столе Майорова публично заявила, что ее муж сломал ногу, упав дома с лестницы. Это могут подтвердить не только свидетели, но и справка из «Скорой помощи». Московские адвокаты поинтересовались у прокурора Шайкина: откуда же тогда в деле результаты экспертизы, согласно которым нога Андрианова была сломана насильственным образом? Ответ был незамысловатым: «Тайна следствия».

…Предприниматель Анна Константинова рассказала о том, как за неделю до круглого стола «погуляла» на свадьбе. Родственники невесты полезли драться на родственников жениха, которые, чтобы избежать скандала, сели в машину и попытались уехать. Причем на заднем сиденье был ребенок, который недавно перенес операцию на легком. В итоге машину изуродовали, у одного из родственников жениха разорван рот, у второго выбит глаз. Константинова позвонила 02, трубку долго не брали. Когда все же дозвонилась, около 11 вечера, дежурная сказала: «Ждите». Ждали до четырех утра, но полиция не приехала.

У самой Константиновой трижды обворовывали дом, и каждый раз был отказ в возбуждении дела за недостаточностью улик. Потом у нее пять раз воровали рекламный баннер с парикмахерской — всё было зафиксировано камерами видеонаблюдения, но следователь сказал, что не пойдет изымать видеозаписи: кому надо, пусть сам воров ищет.

…Депутат местного Заксобрания Денис Кузнецов принял московскую делегацию у себя дома. Выходить на улицу лишний раз он боится — 7 июля на него было совершено покушение. Вот что рассказал нам Денис:

— Я подъехал на машине к дому в районе двух часов ночи. Нажал на пульт, начали открываться автоматические ворота, в это время начали стрелять. Выпустили целый рожок из автомата АКСУ, оружие бросили на месте. Мои три основные версии, которые я и следствию высказывал, связаны с коррупцией. Первое направление поиска — это бывший мэр города Геннадий Симин, известный также как Гена Зеленый. Два уголовных дела из четырех в отношении Симина возбуждены по моим заявлениям. Второе направление: за два последних месяца мы раскрутили историю, связанную с тем, что на территории района некие люди получили земельный участок под строительство магазина, а в итоге на этом участке начал расти многоэтажный дом. Хотя под жилищное строительство земля должна продаваться только с аукциона. Я инициировал как депутат проверку, которую провела прокуратура и вышла в суд с иском о сносе незаконного строения. Наконец, третья версия — это Московская область, город Краснозаводск. Там сейчас департамент экономической безопасности МВД проводит проверку. Выяснилось, что там в 2008 году были выведены земельные участки по постановлениям 1996 года. Мы выиграли суд у местных чиновников на достаточно серьезную сумму.

Кстати, по делу Симина проходит еще и юрист городской администрации, в прошлом полковник милиции, сотрудник следственного отдела. Ну или можно вспомнить, что в 2008 году обратился ко мне экс-глава александровского УВД Сирицын Олег Андреевич. Здесь в двух километрах от города приняли решение построить конюшню. Он обратился ко мне с просьбой о материальной помощи. Мы вообще много кому помогаем: и школам, и милиции — в рамках разумного. Ну и Сирицыну согласились выделить около 3,5 миллиона рублей. Но буквально через неделю я узнал, что на эти цели выделялись бюджетные деньги. Я аккуратно отказал, и с тех пор между нами возникла неприязнь.

Был еще один очень серьезный момент: я же подписал письмо на имя президента Дмитрия Медведева и главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, потому что там речь шла и о милиции, и значит, о Симине. Ни для кого не секрет, что милиция у нас крышует разные виды бизнеса, что тот же Сирицын по четвергам парился в бане с тем же Симиным.

Мы продолжаем следить за развитием событий и ждем результатов многочисленных проверок.

Комментарий

Александр Шайкин, прокурор Александрова:

— Ситуация в нашем районе, с точки зрения криминалитета, всегда была одной из наиболее сложных. Это и бывший 101-й километр, вторая часть в те же времена, в Москву прорваться всегда было очень сложно. Ну а люди, которые, как правило, имели деньги, приезжали сюда, и ну это мое личное мнение. Такие люди у нас здесь тоже есть, некриминальные, так скажем, ну иногда чем больше денег, тем меньше совести. Такие люди у нас здесь тоже есть. Они занимали определенные посты, и этим ситуация осложнялась. В последнее время ситуация остается одной из самых сложных. И уровень преступности достаточно высок, и раскрываемость ее достаточно низка по сравнению с другими регионами, но в последнее время милиции совместно с другими правоохранительными органами удалось ситуацию переломить. Сейчас в суде находится дело по обвинению Королева и еще 6 человек из его группы, группы так называемого Головля, которого «Новая газета» преподносит как мученика, борца за правду. Я думаю, что это не совсем так, вчера состоялось около двух десятков судебных заседаний, и вчера было серьезное заседание, всё идет к заключительной стадии. Вторая группа, это группа Новожилова, сейчас расследуется уголовное дело, там тоже 7 человек привлекается к уголовной ответственности. Большое количество разбоев, причем организованных, на территории Александровского района и Киржачского района. Расследование продолжается, и я думаю, в течение этого года дело уйдет в суд, есть еще некоторые группировки, более мелкие, которые сейчас арестованы. Разумеется, далеко не все представители и головлевской группировки, и новожиловской группировки сейчас изолированы. И вчера только мы обсуждали, что продолжаются действия новожиловских подручных. Что касается работы милиции, я ее оцениваю на 3 с минусом, и здесь целый ряд причин.