Тонут суда или тонет Россия?
Трагедия с теплоходом «Булгария» потрясла Россию. С учётом количества жертв и мировым резонансом можно не сомневаться, что будет проведено самое пристрастное следствие. Но как глубоко решатся копнуть власти?
Пока в предполагаемом списке виновных - владельцы судна, арендаторы, контрольные органы, допустившие, что «старое корыто» вообще вышло в рейс.
Длина цепочки
Вопрос в том, на каком звене оборвётся следственная цепочка? Захочет ли следствие сделать из гибели «Булгарии» только частные (касающиеся речного флота) выводы или масштаб трагедии вынудит власть к критическим оценкам системного характера? В первом случае обвинение будет выглядеть примерно так же, как и при пожаре в «Хромой лошади»: «Жадные хозяева, подкупив жадных чиновников, получили разрешение на эксплуатацию опасного объекта, а устроители праздника усугубили ситуацию безответственностью».
Скептики уже сегодня говорят о том, что нежелание обострять обстановку в преддверии выборов может вынудить власть ограничиться упрощённой схемой. То есть обрубить цепочку в том месте, где она переходит от мелких и средних негодяев к крупным. И в этом случае слово «катастрофа», которое выплеснулось на страницы газет под влиянием первых эмоций, будет заменено на более умеренное - «авария». Где их, дескать, не бывает? Сколько падает самолётов, сходит с рельсов поездов, взрывается электростанций!
Но пройдёт ли такая интерпретация? Россия уже прошла немалый путь в сторону Европы и, к счастью, всё меньше напоминает Туркмению, где взрыв складов с боеприпасами всё ещё можно выдать за «возгорание пиротехники для фейерверков».
Сам факт объявления общероссийского траура предполагает, что обществу будет предъявлен более глубокий анализ. И пока большинство говорит о жадности судовладельцев, о возрасте судна, об износе двигателей, для специалистов не секрет, что корабли строятся с огромным запасом долговечности. Вспомним хотя бы знаменитый крейсер «Варяг». Он был заложен на американских верфях в 1898 г. На русскую службу поступил в 1901 г. В 1905 после битвы с японской флотилией, не желая сдаваться, был затоплен экипажем. В том же году поднят японцами, отремонтирован и продолжал службу под японским флагом. В 1916 году был выкуплен Россией и снова отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. После революции за неуплату ремонтных расходов «Варяг» был конфискован и продан в Германию. Во время буксировки попал в сильный шторм и затонул в Ирландском море в 1925 г. За 24 года службы «Варяг» ремонтировался и реконструировался дважды.
Почему «Булгарию» 30 лет капитально не ремонтировали? Жадность владельцев? Безусловно. Но есть и иные причины. В последние годы дизельное топливо дорожало с такой стремительностью, что речные пароходства работают на грани убыточности. Какая тут модернизация? И это притом что барыши российских нефтяных баронов просто зашкаливает. Но считаться с интересами других отраслей, «делиться», как говорил Лившиц, они и не думают. А ведь недра России по-прежнему принадлежат государству, и об этом на днях напомнил В. Путин.
Хищники
Проблемы паразитирующего бизнеса возникли не сегодня.
После фактически бесплатной блицприватизации 90-х годов в стране возник особый класс российских бизнесменов. Такие на капиталистическом Западе практически не водятся. Это бизнесмены-паразиты. В своё время Г. Явлинский деликатно назвал это новое российское племя «купи-продай». Это сословие не создаёт новых производств, не модернизирует старые, не думает о будущем. Оно выжимает из наследия советской индустриализации максимум прибыли. И сделав «первый отжим», перепродаёт другому собственнику. Тот снова выжимает и снова перепродаёт. Не секрет, что многие советские активы меняли собственников по 10-20 раз. Вплоть до банкротства.
Под рукой у владельцев-паразитов вырос и целый класс паразитирующих менеджеров, успех и доходы которых оцениваются не развитием бизнеса, не модернизацией, а суммой выдавленной из «старых посудин» прибыли. Эти люди, считающие себя новой элитой, так и не стали ни капиталистами, ни менеджерами в классическом понимании этого слова. Они выросли как спекулянты и спекулянтами остаются. И неудивительно, что у них начисто отсутствует нормальный инстинкт европейского собственника - желание передать бизнес детям. Недавнее исследование показало, что наши «капиталисты» и не собираются передавать бизнес детям. Предел мечты - выгодно продать проржавевший заводик и вместе с деньгами съехать за границу.
Прилипалы
За два десятилетия этот паразитирующий класс породил целую цепочку вспомогательных паразитирующих бюрократических структур. Фактически он купил и развратил всю административную систему. Зачем надзорным органам осуществлять надзор, если за взятку выгоднее и проще выписать необходимое разрешение? Зачем милиционеру заниматься защитой граждан, когда за крышевание бизнеса можно урвать много больше? Зачем прокурору сажать рэкетира, если за закрытие дела можно получить подарок в виде особняка или земельного надела? Зачем налоговику раскрывать схему преступного ухода от налогов, если, закрыв глаза на обман, он может получить 20-30% навара? Зачем строительной фирме тратиться на качественное жильё, если сертификат соответствия можно получить в дружественной мэрии? И так по всей надзорной, проверяющей, разрешающей и «силовой» цепочке.
В системе речного транспорта существует около 30 надзорно-разрешающих органов. И тем не менее аварийная «Булгария» выходила в рейс. Иными словами, все эти 30 надзорных органов лишь имитировали надзор и защиту интересов граждан, а фактически тоже паразитировали на коррупционном подкорме.
* * *
Крейсер «Варяг» погиб как символ гордой, несдающейся России. «Булгария» пошла ко дну как символ паразитирующей, нежизнеспособной системы. Системы, при которой паразитирующий класс буржуазии и купленная ею бюрократия превращают нашу Родину в страну тотальной имитации. Имитации экономического роста, имитации демократии, имитации обороноспособности, образования, науки... Сходный диагноз ставит в эти дни и мировая пресса, называя погибших на «Булгарии» - «жертвами коллективного отрицания реальности».
Сможет ли российская власть поставить честный диагноз? Или дело ограничится трауром и спуском на воду памятных венков?
Комментарии
вывод правильный, но устаревший. Аналогичная ситуация была и в авиации. После распада единого Аэрофлота появилось до 260 авиакомпаний. Большинство просто состояло из 1-2 прихватизированных самолетов. Задача - выжать деньги. Самолеты летали до износа. Потом списывались или пичкались контрафактными деталями. Денег на безопасность не было и быть не могла. Эффективным может быть только жксплуатация от 30 однотипных самолетов. В итоге пошел процесс консолидации активов. А при выходе компаний на открытый рынок по продаже акций, главным становится рост курсовой стоимости акций компаний. Соответственно это меняет психологию и поведение топменеджеров. Например в Аэрофлоте парк имеет средний возраст 3,6 лет.
В речном флоте прошли те же процессы. Просто аварии с судами менее заметны и реже приводят к катастрофам. Нового парка нет и не заказывалось ни за рубежом ни в стране. А значит ответственные ведомства, и прежде всего Минтранс заняты д...
Жаль что за последний месяц погибшие в авиакатастрофах, этого не слышат. Они бы многое могли добавить.
Чего владельцам переживать за трагические случаи, государство, т.е. бюджет, рассчитается, отстегнет лимончик за убиенную душу...
Рынок конкурентный и цены конкурентные, выбор за вами, летать Дельто, финиками или Аэрофлотом
Все это чушь, олигархи в нашей стране, прикладное значение коих, обслуживание власть придержащих. Правда есть олигархат, который обслуживает сам себя, тип Лужкова. Но как только этот тип вываливаеться из вертикали, тут же его деловые какчества начинают стремиться к нулю.
не хочу лизать жопу начальству даже за большие деньги.