Отечественный водный транспорт пойдет "на иголки"

При 100 процентах прибыли капитал попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы, предупреждал 150 лет назад Томас Джозеф Даннинг, позднее процитированный Марксом. У нас пошли дальше. Российский капиталец готов на всё даже ради 15–20% – такова доходность речного флота.

Возможностей топить корабли с детьми у него теперь больше. В планы «большой приватизации» входит массовая распродажа водного транспорта и портовой инфраструктуры. В конце мая государство перестало быть владельцем Московского речного пароходства. А оно перевозит за навигацию миллион с лишним пассажиров… Выставлен на продажу госпакет акций Северного речного пароходства.

Приплыли: отечественный водный транспорт пойдет «на иголки»  не дай Бог, ценой людских жизней. Всё уже посчитано – при сегодняшней потребности в обновлении задачу замены парка пассажирских судов не решат ни конкуренция, ни приход иностранного инвестора. Особый инвестиционный климат отрасли, бесспорно, нужен, однако и он не создаётся рыночной стихией, всё больше – государственной поддержкой: регулированием, субсидированием банковского процента. Специалисты как один говорят: модернизация речного флота может быть только централизованной, а собственником новых теплоходов должна стать госкомпания или федеральное агентство.

Катастрофа «Булгарии», отданной посреднику и переарендованной, падение в Обь «Ан–24», принадлежавшего карликовой авиакомпании, не могут не вызывать вопросов. Вправе ли государство отдавать перевозки и другие отрасли, сопряжённые с высокими рисками и особыми требованиями безопасности, на откуп малому или даже среднему бизнесу? Всегда ли приоритетом коммерческой деятельности должна быть прибыль? В частности, обязательно ли ждать её от авиации в малонаселённых северных районах или у государства всё-таки иное понимание рентабельности, учитывающее не цену, а ценность каждого из нас?

Обществу не давали внятных ответов на эти вопросы. Зато мы много слышали о том, как выиграли бы от скорой распродажи принадлежащих государству предприятий.

В планах «большой приватизации» – не только пароходства и порты, но и «Аэрофлот», и «Российские железные дороги». Наверное, что-то может перепасть и простым смертным. Заманчиво, конечно, быть немножко акционером, но если уж выбирать – я бы предпочёл просто пожить.

Это желание представляется мне более осуществимым, когда самолёты и теплоходы в руках государства. Власть волн никак не может быть эффективнее реальной власти.