Фабио Виале увековечил татуировки в мраморе

На модерации Отложенный

Фабио Виале 36, и еще несколько лет назад он был поздно и скромно начинающим, а сегодня — успешный художник, работающий исключительно в мраморе. Только в прославленном каррарском — как Микеланджело и Бернини. В отличие от великих ваятелей далекого прошлого Виале сам, конечно, мрамор не рубит, так что часть причитающихся ему восторгов следует переадресовать каррарским мастерам, умеющим высекать из мрамора стаи треугольных «самолетиков» так, что они издали кажутся бумажными, автомобильные покрышки — как настоящие или женский бюст «Джоконда» с облупленным «пенопластовым» носом.

Неожиданная смена материала или масштаба в воспроизведении повседневных предметов, их портреты и памятники им — хорошо освоенные и широко известные хитрости современного искусства, принесшие успех даже великим Энди Уорхолу, воспевшему консервную банку, и Джефу Кунсу, превратившему конфетки и шарики в стальные монументы.

Счастливо найденный Виале прием — делать все мраморным — дал замечательные результаты. Как ни ряди мрамор под бумагу или резину, обмануть не удается — благородство породы разрушает иллюзию. Даже кладбищенские ассоциации идут на пользу скульптурам Виале: покрышки кажутся готовым памятником самим себе и неосторожным автомобилистам.

Виале, однако, на одном приеме не останавливается, пробует играть с помощью высокохудожественного материала в разные культурно-исторические игры, не слишком интеллектуальные, но эффектные и забавные.

Особенно азартно заигрывает он с Микеланджело — то воспроизводит только фигуру снятого с креста (и колен Марии) Спасителя из его «Пьеты», то на торсе и кулаке «Давида» высекает умопомрачительные татуировки, скопированные с тела российского знакомца, основательно, видать, посидевшего. Блатной текстовый и изобразительный сюр, щедро разукрасивший беломраморный торс, тоже смотрится патетическим памятником, место которому во дворе Бутырки или Крестов.

Мрамору, что бы из него ни ваяли, вообще показан свежий воздух. Все десять привезенных на московскую выставку произведений Виале могут служить превосходной парковой скульптурой. Но деревьев во дворе «Гаража» нет, скульптуры поместили в транспортные контейнеры, окруженные свежевыложенной травкой. В темноте и одиночестве они томятся там как затворники и вызывают у зрителей добрые чувства, почти сострадание.