Что ждет Россию: "Воровской пароход" или "Осиновый кол"?

На модерации Отложенный

Путинизм как явление – логическое, совершенно естественное и почти неизбежное порождение 90-х годов прошлого столетия и их ошибок. Таков, по мнению политического аналитика Андрея Пионтковского, один из основных посылов его сборника публицистических статей «Третий путь к рабству». Презентация книги прошла в Москве в четверг 30 июня, в день рождения автора. 

Пионтковский подчеркнул, что в этом смысле важна статья «Путинизм как высшая и заключительная стадия бандитского капитализма в России». Ему кажется, что в России была не демократическая революция, а «номенклатурная конвертация абсолютной политической власти в громадную экономическую власть представителей номенклатуры». 

«А началась эта конвертация в середине 80-х, – уточнил автор. – Черномырдин и Алекперов построили свои империи и стали миллионерами еще с билетами членов ЦК КПСС. Сейчас этот процесс доведен до гротеска путинскими корпорациями. Панорамный взгляд на 20 лет непрерывного ограбления страны номенклатурой и разными его отрядами составляет основное содержание книги».

Еще в январе 2000 года, когда президент Борис Ельцин ушел в отставку и назначил Владимира Путина своим преемником, Пионтковский выступил с резкой «программной» статьей, предсказав грядущее удушение демократических свобод и прав человека, информационное зомбирование, изоляцию от внешнего мира и дальнейшую экономическую деградацию страны. Аналитик считает, что, только тщательно разобравшись в причинах, которые привели Россию из застойного советского прошлого в катастрофическое настоящее, можно понять, «как выбраться из нынешнего тупика и вернуть надежду на достойное будущее». 

На его взгляд, существуют два очень распространенных заблуждения относительно природы путинизма. «Одно апологетическое: были “лихие” 90-е, разгул коррупции, олигархов и бандитов, пришел Путин, вернул все народу и восстановил порядок, – формулирует он. – Другое – “разоблачительное”: была, де, замечательная демократическая система, но пришли проклятые чекисты и все испортили». 

Представители российской внесистемной оппозиции высоко оценили «Третий путь к рабству». На члена бюро движения «Солидарность» Бориса Немцова, по его признанию, книга произвела неизгладимое впечатление. «Я читал ее, как некие пророчества, – сказал он. – Посмотрите на книгу глазами человека, который не знал, как будут развиваться события, и обнаружите, что действительно Пионтковский – наш пророк. Процентов на 80 его предсказания сбывались».

Ему кажется, что в условиях «отравленной путинской пропагандой ситуации – это глоток свежего воздуха, которого так не хватает сейчас в стране». «Бумажное издание будет иметь более сильное воздействие на общество, поскольку будет распространяться среди непосвященных людей. Даже если я с чем-то не согласен, ловлю себя на мысли, что так сочно, филигранно и цепляюще написать, как Пионтковский, в России никто не может. Он самый яркий русский публицист последнего времени.

Пророческий и публицистический талант – уникальное явление в стране», – отметил Немцов. 

По его оценке, сборник – своеобразный вариант современного самиздата. Как выяснилось, кроме небольшого киоска при журнале «Посев» в огромной Москве никто не взялся за распространение книги. «Примерно так же распространялась информация лет 30-40 назад», – добавил Немцов. 

Автор согласен с тем, что это практически самиздат. «Никто не отважился даже поставить штрих-код на сборник», – сообщил он. Тем не менее, тираж книги составил 8 тысяч экземпляров.

С точки зрения члена бюро движения «Солидарность» Гарри Каспарова, это не сборник статей, а «эволюция мыслей и взглядов». 

«Но она происходит не в соответствии с известным колебательным законом – “вместе с линией партии”. У него всегда были довольно ясные представления, что творится в нашей стране, и, пожалуй, он первым точно углядел те опасности, который несет приход к власти Путина, и заговорил о путинизме как о политическом явлении, угрожающем будущему нашей страны», – резюмировал Каспаров.

По его определению, Пионтковский – не просто критик существующего режима, а «человек, который в состоянии видеть глубинные процессы в обществе и говорить о том, что произойдет, именно опираясь на психологический анализ как системы в целом, так и ее отдельных наиболее ярких персонажей». Он не сомневается, что в ближайшей перспективе у автора наберется материала на книгу, которая подведет черты «под психологическим завершением режима».

«Мы еще соберемся, чтобы обсудить, как будем обустраивать новую Россию, которой все-таки удалось избавиться от путинского проклятия», – выразил надежду Каспаров. 

Член бюро Совета Национальной ассамблеи Алексей Кандауров признался, что у него с Пионтковским абсолютно идентичное отношение к Путину. 

«Лет через 20, чтобы лучше понять 2000-е годы, нужно будет к историческим учебникам прибавлять эту публицистику. Что его отличает от многих – за текстами виден русский интеллигент, искренний, страстный, желающий добра. Ты понимаешь, что здесь нет заказухи, и он не отрабатывает гонорар», – обобщил он.

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о путях развития дальнейших событий в России, Пионтковский заметил, что существуют два варианта. Один – по сценарию его статьи «Воровской пароход», где неким погожим днем весь политический истеблишмент современной России вкупе с лабрадором Кони под звуки марша «Прощание славянки» усаживается на самую большую в мире частную яхту (принадлежащую господину Абрамовичу и украшенную транспарантом «Прощай, отмытая Россия») и отчаливает, направляясь к белоснежным песчаным пляжам Сардинии. Другой – «Осиновый кол», который по печальному опыту всех революций забивают в деятелей предшествующего режима.