Кривая ухмылка революции

Так получилось, что в дни свершения «революции 25 января», когда весь мир рукоплескал «пробуждению египетского политического самосознания», облеченного в романтические тона нежного цветка лотос, сами египтяне быстро очнулись от интифадной эйфории и пришли в себя.

Пришло другое, отрезвляющее осознание: надо самим защищать себя, свою семью, свой дом. Революция, особенно с «арабской спецификой», - это анархия, вседозволенность и насилие. Но об этом никто не писал, не говорил…

Народ стал вооружаться. Оружие тайно покидало схроны, тайники, чердаки и подвалы, и «шло в массы». Большими шутниками слыли на египетской улице те, кто верил еще во что-то и не отягощал карманы надежными кольтами. Или береттами. Таких быстро лишали кошельков, а то и здоровья: как повезет.

А вот «человек с ружьем» мог и угрожать, и шантажировать, и выходить на большую дорогу, и приумножать личные богатства…

«Оружие набережных» - чисто египетская специфика, слово из полицейских протоколов. На красивейших бульварах идет бойкая торговля войсковой амуницией, огнестрельным оружием, «бобами» - патронами. Кофейни быстро «перевоплощаются» в оружейные лавки, где вам предлагают изделия из местных арсеналов и привозные.

И наконец – смычка двух криминальных промыслов и очень прибыльная. Наркотики в обмен на автомат Калашникова или табельное оружие полицейского. Бывает и такое. «Лотос» изгнал стражей порядка. Ничего удивительного. Любая революция именно с этого и начинается. Но «мыслящий мятеж» сразу же создает собственную милицию или отряды ополченцев с весьма и весьма широкими полномочиями, вплоть до расстрела на месте мародера, жулика прочего «чуждого элемента». Египтяне, буйствуя на площади Тахрир, не удосужились заняться внутренним правопорядком. Оказавшись не у дел, полицейские продавали «доверенное им народом» оружие, в поисках пропитания и заработка. Зачастую карманники, орудуя в толпе, ловко срезали холщовые кобуры. Краденое продавали посредникам, те по цепочке – крупным мафиози от наркобизнеса. В конце концов, вороненый ствол ложился рядом с самокрутками-«косячками», героиновыми дозами, гашишем…

Игра принимает опасный поворот. Государство могло как-то держать руку на пульсе. Работала полиция, работали спецслужбы, тайные агенты-кроты, удавалось разваливать опасные гнездовья наркобизнеса, гасить очаги оружейного промысла, перехватывать большие партии дурмана. Сегодня вместе со свободой – неизвестно от чего: от дисциплины и собственной совести, что ли? – мы обретаем гибельную мораль революции: все дозволено.
В квартале появился человек с небрежно переброшенным через плечо автоматом. Люди избегали встреч с ним, испуганно прятались при его появлении на улице. «Революционер-шантажист» появлялся с оружием, где ему вздумается, однажды забрел на свадьбу. Там армейцы устроили засаду. Но не тут-то было. Его с улицы подстраховывали сообщники. Шквальный огонь длинными очередями побросал всех гостей на пол. Преступники скрылись. Чикаго. Автоматы-Томми с круглыми дисками. 30-е годы…

По ночам на каирских улицах стали стрелять… Вот вам очередная кривая ухмылка революции…
В кофейне рядом со мной грузно опускается в плетеное кресло мужчина лет пятидесяти. Бородатый. Угрюмой наружности. До революции, говорит он, оружие в квартале было редкостью, если не считать перочинные ножи у мальчишек. Иногда ржавый штык находили.

Раз местные умельцы собрали пистолет. Сдали в отделение. Бывало, что-то точили на заказ в кустарных мастерских, сбывали ворам и тем, кто в розыске. Положение в корне изменилось после 25 января. Оружие вдруг стало прибыльным и совсем безопасным бизнесом. При таком-то решете в системе национальной безопасности! Есть просто рынки оружия. Их даже подпольными уже не называют. Появился и рынок краденого оружия – Фатхулла. Никаких облав, проверок. Говорят, революции исцеляют захиревшую государственную систему от паралича. У нас же наоборот – «Лотос» стал причиной такого страшного и повального недуга.

Ночью 29 января были захвачены и разграблены какие-то арсеналы в том же районе Фатхулла. На другое утро по всем улицам уже торговали, что называется, «вразнос», дорогими системами, легким стрелковым оружием, карабинами, Калашниковыми, дробовиками, помповыми ружьями. Все в изобилии. И все дорого. Впрочем, спрос рождает предложение. Приходили на торги и развалы семьями. Боевые единицы расхватывали штуками и партиями. Хорошая иллюстрация к картине «Враг у ворот. К оружию»! Против кого оно будет использовано, попадет ли в руки контрреволюции, многочисленных сторонников режима? Почему никто из региональных экспертов не произнесет обыденные в таких случаях слова: «страна сползает к гражданской войне»? Но бьют в литавры во славу «Лотоса». Не надо быть фанатичным театралом, чтобы помнить классическую фразу: «ружье на стене обязательно когда-нибудь выстрелит». В кого? Тревожные мысли лезут в голову: может быть, действительно, интифады кто-то нашептал, подсказал, внушил, передал мысленно на расстояние… И прочая чепуха. А вот оружие, новенькое, вычищенное, исправное, явно из армейских пирамид, уже вырвалось на свободу. Настроение у властей благостное – как же, творят историю! Не дай Бог увидеть мне вновь то, что видела в свое время в Багдаде. Вывески на дверях общественных заведений: «просьба с оружием не входить».

Бывает и такое – оружие завораживает, подавляет волю и становится, в конце концов, неотъемлемой частью нашего быта и житейского обихода. Еще одно тревожное сообщение – в рабочем пригороде Каира Дукки все кофейни превратились в мини арсеналы, где, почти не таясь, вам предложат ручные пулеметы, «лимонки» и РПГ.

Мобильные телефоны – отличное подспорье. Заказчик видит картинку с изображением «товара», сделка заключается «в эфире», не сходя с места. И оружейные дилеры, их в народе называют «воры», доставляют изделие точно в срок. Зачастую клиент любуется иным товаром, выставленным на дисплее «сотовой трубы»: конопля, отменный синайский гашиш, маковая соломка – что угодно для души. Инновации на службе человека! Появилось «третье сословие» в преступной иерархии: эти скупают по дешевке оружие у наркоманов – только покажи шприц или косячок…
И еще один неожиданный поворот. Синай всегда был неспокойным регионом. Строптивые мятежные племена извечно тягались с государством за власть и автономное правление в пустынных краях. Сюда сегодня хлынули потоки оружия. И есть сведения, что его выгодно сбывают зачастившим на египетский полуостров эмиссарам ХАМАС и «Хизбаллы»…
Почему «лотос»? Нежный цветок весны, влюбленных, нильских долин и мирной тиши…
Точнее было бы назвать январские события «оружейной и наркотической революцией». Дожили…