Электронное правительство подверглось обсуждению

На площадке перед Большим Дворцом в Царицыно стройным рядом выстроились «мерседесы» S-класса. Около них дымят упакованные в строгие «двойки» мужчины с серьезными лицами. 28 июня здесь проходила очередная сессия саммита деловых кругов «Сильная Россия».

Главными темами саммита были вопросы инновационного развития и технологий, управленческие и законодательные проблемы. Причем обсуждались они не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. Саммит подразделялся на секции, в каждой из которых проходила панельная дискуссия, посвященная определенной теме.

На панельной дискуссии «Развитие информационного общества в России» главной темой обсуждения стал весьма популярный в данный момент проект по созданию электронного правительства. Главным докладчиком стал руководитель проекта Жан-Жак Кудела. Данный проект - первая ступень к проведению глобальной административной реформы, с помощью которой будет осуществлен переход к системе горизонтальных отношений между правительством, представителями бизнеса и простыми гражданами. В рамках проекта, спонсированного Евросоюзом, были претворены в жизнь такие идеи, как создание единого веб-портала по оказанию различных государственных и муниципальных услуг, обучение региональных и муниципальных служащих (живые семинары и интерактивные онлайн-курсы), а также непосредственная реализация услуг. В частности, во многих городах России стало возможным записать ребенка в детский сад или занять очередь в поликлинике, или, например, отправить жалобу по поводу работы местных властей (услуга под названием «Мой голос») – и все это с помощью Интернета.

Однако, несмотря на оптимизм европейского специалиста, участники «круглого стола» были настроены критически - собравшиеся не преминули разобрать по косточкам все недостатки проекта. Так, исполнительный директор Экспертной группы по вопросам государственного управления Госбук Наталья Давлетшина указала на отсутствие системного подхода. И действительно, многие свежепоявившиеся услуги носили беспорядочный характер. «Проект требует серьезной работы аналитиков, а не только программистов», - добавила Давлетшина, - «так как все мы знаем, что программисты у нас могут сделать все, что угодно». Была высказана мысль, что гораздо большей эффективности разработчики достигли, если бы выбрали некую единую частную услугу и сосредоточились на ее массовом распространении в качестве начального эксперимента.

Остроты обсуждению добавил бывший директор Федерального агентства по информационным технологиям РФ Владимир Матюхин, резко высказав свои сомнения в легитимности Интернет-услуг.

Он привел в пример Петрозаводск, где возможность подать интерактивную заявку на место в детский сад только усилила путаницу.

Но самым «горячим» вопросом дискуссии стал так называемый человеческий фактор. По заявлению участников дискуссии, разработчики не учли интересов третьей группы предполагаемой горизонтальной системы. Вместо того, чтобы основываться на желаниях и возможностях простых граждан, создатели проекта ориентировались по большей части на комфорт чиновников. Такой масштабный и претенциозный проект не имеет возможностей для осуществления при текущей технической обстановке – большая часть регионов страны попросту не обеспечена ни компьютерами, ни доступом к Интернету. Нельзя забывать и о том очевидном факте, что многие люди не обладают необходимыми навыками работы на компьютере. Обычная картина: вокзал, огромная очередь в билетную кассу и тут же, по соседству - одиноко стоящие аппараты продажи электронных билетов. И очевидный вывод: население пока еще не готово заменить привычные очереди и хождения по кабинетам на экран монитора и клик мышки. От конкретных проблем участники, как водится, перешли к обобщениям, и договорились до того, что в первую очередь необходимо постепенное внедрение новой философской парадигмы в сознание масс – то есть, переводя с русского на русский, необходимо, во-первых создать условия, позволяющие вывести население на единый уровень компьютерной грамотности, а во-вторых, помочь населению адаптироваться к этим условиям.

От проблемы квалифицированной подготовки кадров обсуждение плавно перешло к общей проблеме российского образования в регионах. Известно, что молодые специалисты, заканчивая столичные и петербургские вузы, не желают возвращаться на малую родину, чтобы улучшать жизненные условия там, где родились и выросли. Это увеличивает пропасть между центрами и периферией – уровень жизни в столицах возрастает, между тем как провинция топчется на месте, не выдерживая темпа этой гонки. Здесь показательным может служить пример Китая, о котором в своем докладе рассказал вице-президент Enterprise Business Unit Huawei Tehnologies Co Николай Исаков.

Чем объясняется успех столь молниеносного экономического прогресса Китая, постепенно выводящего ее на один уровень с такими мировыми державами как, например, США? Главное достижение китайцев в том, что они уделяют внимание регионам, не сосредотачивая его в центре. Сейчас в Китае при активной поддержке правительства идет развитие региональных инноградов, уже принесшее видимые результаты.