Канделаки о российской системе образования

На модерации Отложенный

Неэффективная коммуникация со стороны государственных органов на фоне растущего недоверия общества. Именно в этом, по мнению члена Общественной палаты РФ, заключена главная проблема современной системы образования в России. Соответствующие тезисы были озвучены ей во время выступления на семинаре «Новая школа»: ключевые проблемы социализации детей и развитие образования в современной России.

Семинар, организованный экспертной группой по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. «Новая школа» и Институтом развития образования Высшей школы экономики, собрал педагогов, директоров школ, ведущих социологов и представителей СМИ.

Выступая перед собравшимися с речью, посвященной Единому государственному экзамену, Тина Канделаки перечислила целый ряд проблем в российской системе образования, которые необходимо решать как можно быстрее.

В первую очередь речь идет о школьной коррупции. Согласно свидетельствам экспертов, за последние годы она увеличилась в 20-25 раз и обогнала вузовскую. Только в 2010 году общая сумма коррупционных сделок в системе образования составила 12 миллиардов рублей. И это при том, что изначально ЕГЭ вводился не только с целью максимально модернизировать образовательный процесс, но и ради снижения уровня коррупции в образовании.

«За 10 лет активной пропаганды ЕГЭ число его противников только выросло. 5 лет назад, по данным социологов «Левада-Центра», ЕГЭ не устраивало 32% опрошенных. Сейчас недовольных уже 41%», – подчеркнула Тина Канделаки.

Одной из причин негативного отношения к ЕГЭ является недоверие к принципу оценки знаний. За последние пять лет количество россиян, которые считают, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников, по сравнению с обычными экзаменами выросло примерно в полтора раза.

Тина Канделаки поделилась собственным опытом прохождения теста по литературе, который удивил, например, необходимостью помнить точный порядок развития событий в «Мертвых душах» Гоголя.

«Изучение Гоголя – это же не математика! Нужно понимать, что хотел донести автор, уметь трактовать произведение, а не зазубривать порядок появления героев: кто там раньше появился, Собакевич или Ноздрев», – указала Канделаки.

Развивая свою мысль, она отметила, что тест – лишь один из способов проверить уровень знаний. И если во время сочинения или устного ответа до экзаменатора можно донести понимание материала, при тестовой системе это срабатывает далеко не всегда.

Отдельным поводом для беспокойства Тина Канделаки назвала полное игнорирование надзорными органами различных нарушений во время сдачи экзамена. В качестве примера она привела недавнее появление в социальной сети «ВКонтакте» группы, состоящей из 300 тысяч пользователей, которые помогают друг другу списывать экзамены.

Подводя итог, Тина Канделаки высказалась о том, что современному российскому образованию необходим серьезный «апгрейд». Однако это не означает, что все нововведения должны иметь статус неприкосновенности. По ее мнению, и ЕГЭ, и новые стандарты образования, и новый закон «Об образовании» требуют обсуждения, а также здоровой и объективной критики. Кроме того, необходимо, чтобы в экспертный совет, который займется составлением замечаний, вошли преподаватели, родители, и, если такое возможно, сами школьники.

«Давайте не будем считать обсуждение законопроектов делом избранных, – призвала Тина Канделаки. – Люди, которые являются потребителями обновленного образования, могут и должны участвовать в его обсуждении. Многие знают: меня недавно пригласили войти в комиссию по обсуждению образовательных стандартов, несмотря на то что я никогда не скрывала своего очень критичного отношения к проекту Кондакова. Мне есть чем заняться, но я приняла это предложение, потому что, призывая к диалогу, не могу в нужный момент убегать в кусты».