Взорвется ли Узбекистан?
На модерации
Отложенный
Несмотря на богатство страны природными ресурсами и нераскрытым человеческим потенциалом, уровень жизни в Узбекистане очень низок.
В Узбекистане с начала мая усилены меры безопасности: по улицам столицы курсируют группы представителей правоохранительных органов, которых стало заметно больше за последнее время. В учебных заведениях республики и в целом с населением проведены профилактические беседы для укрепления «идеологического иммунитета»: «никаких акций, отчислят и посадят». В воздухе республики трещит напряжение: официальный Ташкент будто готовится к отражению атаки.
Фактически в республике введен «режим чрезвычайной ситуации (ЧС)»: по словам местных жителей, кассы по продаже жетонов для проезда в метро выведены наружу, чтобы «не допускать скопления большой массы людей в одном месте». На станциях метро установлены металлические рамки, через которые проходящих пассажиров осматривают милиционеры с собаками, а человека с большой сумкой сразу же вызывают на разговор, или могут провести в отдельную комнату для более тщательного допроса и осмотра. Домой к жителям приходят участковые милиционеры, активисты махалли (органа территориального самоуправления), рассказывают о достижениях страны и призывают не поддаваться на провокации.
Цитата «Мы не знаем, чего ждать, а вдруг начнется что-то страшное», - говорит прохожий на ташкентской улице, пестрящей плакатами с призывами к бдительности.
С чем связана столь тщательная работа над «поддержанием стабильности» в регионе однозначно сказать сложно. Но у граждан республики есть свои предположения. Кто-то искренне полагает, что это может быть «террористическая угроза, исходящая от радикальных исламских групп», а кто-то проводит параллели между строем Каримова и свергнутых ближневосточных диктаторов и указывает на страх властей перед распространением арабских революционных идей и протестов. Ходят слухи, что за границей (возможно, что в самих Соединенных Штатах) есть такая узбекская оппозиция, что уже и гимн с флагом для нового Узбекистана подготовили.
Цитата «Каждую неделю при попытке незаконно перейти границу погибают люди, так как в них стреляют без предупреждения, - говорит Джура Мурадов, активист Инициативной группы независимых правозащитников. - Пограничники объясняют это приказом из Ташкента не щадить никого, кто пытается дестабилизировать мирную обстановку».
При этом нельзя не озвучить тот факт, что правозащитные организации мирового уровня не раз называли громкие случаи нарушения прав человека в Узбекистане, что могло спровоцировать антиправительственные настроения в стране. По данным доклада директора Центральноазиатской программы московского правозащитного центра «Мемориал» Виталия Пономарева «Политические репрессии в Узбекистане в 2009-2010 годах», по политическим мотивам только в течение 2009-2010 годов было осуждено не менее 868 человек. Еще как минимум 550-600 человек подверглись кратковременным произвольным задержаниям в рамках мероприятий по поиску лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме. К концу 2010 года по крайней мере 105 обвиняемых находились под следствием или в ожидании суда. Данные доклада также свидетельствуют о том, что эта страна остаётся одним из наиболее репрессивных государств мира.
Отмечается, что в управляемой на протяжении 22 лет бывшим коммунистическим лидером Исламом Каримовым стране отсутствуют легальная оппозиция и независимые СМИ. Гражданское общество и религиозные общины подвергаются жесткому давлению властей. Политические репрессии являются неотъемлемой частью государственной политики. Пытки носят систематический характер. Число политзаключенных в Узбекистане заметно больше, чем во всех остальных бывших советских республиках вместе взятых. В местах лишения свободы содержатся несколько тысяч политических заключенных, большинство из них осуждены по сомнительным делам о терроризме, исламском экстремизме и незаконной религиозной деятельности, более 1200 человек находятся в розыске по аналогичным обвинениям, говорится в докладе «Мемориала». «Черные списки» все более разрастаются и включают десятки тысяч жителей страны, которым потенциально угрожает уголовное преследование.
Преследованиям подвергаются и собственно члены правозащитных организаций. В начале марта текущего года власти Узбекистана велели известной правозащитной организации Human Rights Watch ликвидировать свой офис в Ташкенте, работавший с 1996 года.
В HRW рассказали, что постановление Верховного суда республики, касающееся ликвидации офиса, было получено 10 марта. Комментируя действия властей, исполнительный директор организации Кеннет Росс заявил, что руководство Узбекистана не желает мириться с критикой ситуации в области прав человека.
"Но мы, как и раньше, будем готовить доклад о злоупотреблениях в этой области в Узбекистане", - отметил он.
деятельность Human Rights Watch в Узбекистане была фактически заблокирована с 2007 года. Сотрудников организации, критиковавших местную власть за нарушение прав человека, лишили аккредитации. Руководительница ташкентского отделения HRW Андреа Берг была вынуждена покинуть страну.
Позднее правозащитники пытались возобновить работу в республике, однако представителям HRW, прибывавшим на замену, власти отказывали в аккредитации под различными предлогами. Одному из них, Игорю Воронцову, имеющему российское гражданство, было заявлено, что он "не может оценить значимость реформ, проводимых президентом республики Исламом Каримовым".
В результате офис HRW в Ташкенте, как отмечает "Фергана", формально не закрывался (до последнего времени), однако работать там было практически некому.
В одном из недавних отчетов, посвященных Узбекистану, HRW констатировала, что за последний год ситуация с правами человека в республике ухудшилась. Власти, как отмечалось, преследуют местных правозащитников, оказывают давление на журналистов, из мест заключения поступают сообщения о пытках. В отчете также отмечалось, что в республике по-прежнему нарушаются права детей, которых заставляют работать на уборке хлопка.
В связи с этим, не удивительно, что в стране начали назревать настроения, способные собрать «второй Тахрир» на площади Независимости в Ташкенте. Группа жителей Узбекистана уже создала молодежное движение «Хватит!» («Етар!»), заложив в это название и девиз, и призыв к согражданам. Работу над привлечением сторонников ребята начали в сети, так что движение на данном этапе можно назвать «виртуальным», однако первого июля оно намерено вывести людей на площадь Независимости в столице республики Ташкенте и потребовать отставки президента Ислама Каримова. Их целью является мирное отстранение от власти Каримова, который, по их убеждению, исчерпал два президентских срока управления страной ещё в 2007 году, и находится во главе Узбекистана незаконно. В распространенном в Интернете заявлении члены «Хватит!» заявили о проведении в 9 часов утра 1 июля 2011 года бессрочной акции протеста на площади Независимости в центре Ташкента. Они призвали граждан Узбекистана прийти на митинг с запасом еды на несколько дней, постельными принадлежностями, палатками и радиоприемниками.
Свое обращение, распространяемое в сети Интернет, «Етар!» адресует и представителям силовых структур Узбекистана - армии, МВД, Службы национальной безопасности (СНБ) - «не исполнять преступные приказы по применению оружия, разгону мирной акции протеста». В обмен на переход на сторону оппозиции, члены «Етар!» обещают применять к солдатам каримовского режима амнистию. Они также призвали к сотрудничеству прокуратуру и СНБ Узбекистана для ареста официальных лиц, препятствующих демонстрации, и выявления активов узбекских чиновников за рубежом.
Цитата Работник государственного телевидения рассказал, что, введен запрет на трансляцию протестных кадров из Сирии, Йемена, Ливии, чтобы не «вдохновлять» местную молодежь, а журналистам поручено подготовить серию передач о мерах безопасности.
«Призывать к мирному протесту и участвовать в нем не является преступлением ни согласно внутреннему, ни международному законодательству», - считает «Етар!». Однако, на сегодняшний день организаторы придерживаются анонимности - причиной, по их словам, является «смертельная опасность и риски, с которыми сопряжено любое противостояние с президентом Каримовым, известным нетерпимостью к вызовам и критике». Стоит только вспомнить события 6-летней давности, когда в Андижане 13 мая 2005 года администрация Каримова жестоко подавила мирную демонстрацию.
Антиправительственные настроения в Узбекистане назревают уже давно. Почему «пороховая бочка» до сих пор не взлетела на воздух? Только потому, что граждане не верили в благополучное завершение революционных начинаний и боялись возмездия. Движение «Етар!», созданное летом 2005 года, получило вторую жизнь после успешных кампаний в странах Ближнего Востока.
В то же время есть один из бывших сотрудников спецслужб, пожелавший остаться неназванным, припомнил, что подобные нынешним меры безопасности предпринимались властями нередко, поскольку реальные факты угрозы «имелись». Сейчас, предполагает он, бдительность связана с приближающимся 20-летием независимости Узбекистана, которое будет отмечаться в сентябре. «Власти хотят спокойно отметить юбилей», - уверен он.
Комментарии