Россия обеспокоена проблемами безопасности в ЦА
Готова ли Россия решить приграничные проблемы Центральной Азии? Поскольку Америка намерена сократить численность своих войск в Афганистане, Москва всё больше обеспокоена тем, что на территорию Центральной Азии могут проникнуть боевики, наркотики и нестабильность. Усиление этой обеспокоенности подталкивает Кремль к поиску более практической роли в защите границ Центральной Азии.
Самой большой проблемой безопасности для России является Таджикистан - бедное государство, имеющее уязвимую границу с Афганистаном протяженностью в 1400 км. За первые четыре месяца этого года недалеко от границы произошло шесть вооруженных перестрелок между таджикскими солдатами и предполагаемыми боевиками или наркоторговцами. Чиновники настаивают на том, что исламистские боевики используют в качестве убежища Афганистан, откуда они готовят планы по свержению таджикского правительства, пишет ИА Казах-Зерно.
Между тем независимые наблюдатели считают, что все последние инциденты связаны с наркотиками. Какой бы ни была причина, Москва очень встревожена. Российские пограничники патрулировали границу Таджикистана до тех пор, пока президент Эмомали Рахмон в 2005 году не попросил их уйти. Российские войска все еще присутствуют в стране, однако в течение прошлого года Кремль пытался заставить Душанбе согласиться на возвращение российских пограничников. Российские чиновники незамедлительно представляют статистику, чтобы поддержать свою позицию: большие объемы наркотиков, стоимостью в миллиарды долларов, каждый год поставляются в Россию из Афганистана через Таджикистан. Они ежегодно становятся причиной смерти почти 300 тыс. россиян. Душанбе продолжает настаивать на том, что он не нуждается в помощи.
Некоторые наблюдатели считают, что Москва ввела новые тягостные тарифы на ГСМ в Таджикистане, пытаясь заставить Душанбе пойти на уступку по вопросу защиты границы. Но до сих пор администрация Рахмона проявляет стойкость. «Это вопрос престижа и национального имиджа. Вы просто не просите другую страну охранять ваши границы», - говорит аналитик Александр Содиков по поводу соображений правительства. Тем не менее, престиж не защищает страну. Вдоль гористой границы «можно увидеть лишь двух или трех пограничников каждые 20-25 км. Они ходят, бояться каждой машины, пытаются увидеть, что происходит на другой стороне границы. Конечно, этого недостаточно; они не в состоянии охранять границу».
На севере Таджикистана расположен Кыргызстан - единственная страна, на территории которой располагается американская и российская военные базы. Бишкек стремится получить как можно больше иностранной военной поддержки. После последнего инцидента в Таджикистане в марте президент Кыргызстана Роза Отунбаева объявила, что Москва и Вашингтон откроют антитеррористические центры недалеко от границы. Россия предложила открыть центр в рамках Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ), в состав которого входят бывшие страны Советского Союза. В начале мая Отунбаева также попросила НАТО оказать помощь в охране границ. НАТО выразила готовность оказать помощь, однако не предоставила никаких деталей по дальнейшему сотрудничеству. Кыргызские чиновники, по крайней мере, публично, отрицают угрозу безопасности на своих границах. Они делают акцент на экстремизме, тогда как основной проблемой является контрабанда наркотиков, говорит Джон Хизершоу - эксперт по Центральной Азии из Университета Эксетера.
Не представляя доказательств, чиновники регулярно обвиняют исламистских боевиков в разжигании межэтнического конфликта, который произошел в стране прошлым летом. «Легко делать так говорить (о террористах), поскольку это соответствует мировоззрению о внешних угрозах и можно с большей готовностью поверить в это, чем в сложную историю того, что произошло на самом деле», - говорит Хизершоу относительно июньского конфликта.
«По всему Кыргызстану функционируют сети, в которые вовлечены кыргызские граждане и криминалитет. Это не внешняя угроза». По отчету Международной кризисной группы, примерно 95 метрических тонн героина достигает международных рынков через Центральную Азию, и основная их часть переправляется через Таджикистан. «Торговля наркотиками – это та сфера, в которой пересекаются организованная преступность, коррупция и национальная безопасность», - говорится в отчете.
Указывая на ухудшение ситуации недалеко от реки Пяндж, которая и устанавливает северную границу Афганистана с Таджикистаном, составители отчета выдвигают свои предположения о том, что таджикские чиновники извлекают выгоду от наркоторговли, и таким образом, они не заинтересованы в ужесточении приграничного контроля. «В период усугубления угрозы из Афганистана передовая линия защиты искусственно сохраняется в слабом состоянии», - отмечается в отчете. Помимо этого, в отчете говорится, что США не столь заинтересованы в сдерживании угрозы проникновения боевиков на территорию Таджикистана. Интересы Вашингтона в регионе, возможно, связаны только с военным присутствием в Афганистане.
Российские власти с подозрением относятся к сотрудничеству с Америкой по вопросам борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков, полагая, что Вашингтон не доведет эти проекты до логического конца. Многие в Москве считают, что Россия останется совсем одна и будет «вычищать грязь» в Афганистане после того, как Вашингтон, наконец, передаст ответственность в руки афганских войск, отмечает ИА Казах-Зерно. Передача власти и ответственности в руки афганцев намечена на 2014 год. Несмотря на свое недоверие к Америке, Россия не хочет брать на себя всю ответственность за региональную безопасность, говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Сейчас Россия не стремится к единоличной ответственности, она стремится к принятию межгосударственных решений под своим руководством», - сказал он по телефону из Москвы.
В настоящий момент, похоже, нет никаких многосторонних вариантов, которые обеспечили бы России решающий голос в определении стратегии и тактики. Единственной организацией, имеющей такой потенциал, является Организация Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ). Но до сих пор ОДКБ так и не смогла сыграть роль центрально-азиатского двигателя безопасности. Летом прошлого года организация потерпела неудачу, когда столкнулась с большим испытанием – межэтническим конфликтом на юге Кыргызстана. Когда президент Отунбаева попросила о помощи, ОДКБ была парализована своей собственной нерешительностью. ОДКБ колебалась и отказалась предпринять какие-либо меры. «Россия предпочла не действовать в одиночку», - объясняет Лукьянов. Но теперь «самым важным вопросом для Москвы является то, как сделать ОДКБ реальным, дееспособным военным органом и альянсом… Пока он все еще продолжает оставаться клубом друзей России, и не более, без четких обязательств. Целостность и сплоченность являются первоочередной необходимостью. Когда НАТО и США покинут Афганистан, никто, кроме России, не будет готов обсуждать вопросы обеспечения безопасности Центральной Азии».
Комментарии
Всё это можно было предвидеть и не бежать из Афганистана, поддавшись на давление "мирового общественного мнения" и крикунов из пятой колонны.
P.S. крикунам, которые сейчас меня обвинят в том, что, дескать, там солдаты гибли, отвечу: а сколько уже у нас погибло и солдат, и офицеров, и гражданских лиц и ещё погибнет из-за наркотив в том числе за истекший период с момента вывода из Афганистана советских войск.
При этом во Вьетами США потреляи 50 000. Количество жертв и там и там примерно равно. То есть, с военой точки зрения операция была успешна. Другой разговор, что туда политически не нужно было лезть в феодализм с социализмом. А король Дауд был самым надежным союзником СссР в регионе.