Строители рассказали, как возводили дома для погорельцев

На модерации Отложенный

Подрядчики, восстановившие уничтоженные огнем районы: «Нам сказали: Стройте как хотите, но Рязанская область должна сдать дома раньше всех в России»

Рязанские строители рассказали, почему в домах для погорельцев плесневеют стены, пузырится линолеум и покрывается льдом входная дверь

Когда я впервые увидела отстроенный после летних пожаров поселок Ласковский, он напомнил мне безликий американский городок с похожими друг на друга, словно клонированными, домиками. То же самое и в Передельцах, и в Криуше. Никакой индивидуальности. Но да бог с ней, с индивидуальностью. Главное – у людей есть крыша над головой. В сверхкороткие сроки поставить столько благоустроенных домов и подвести к ним коммуникации! Многие люди до тех страшных пожаров владели ветхими хибарками без водопровода, газа и канализации. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Спустя полгода после новоселья «Комсомолка» навестила жителей районов, пострадавших от пожаров.

Акты подписали на эмоциях и не глядя

Екатерину Ивановну, жительницу улицы Зеленой в поселке Ласковский, мы застали за установкой нового забора. Как и всем погорельцам, ей поставили стандартное ограждение.

- Штакетник... Это ж разве забор? И кошкам, и собакам путь открыт, - сетует женщина.
- За свой счет переделываете?
- А за чей же?! А еще в сарае нужно полы стелить. До сих пор не пойму, как только додумались ставить сараи без пола. Я уже 20 тысяч на пиломатериалы потратила, и конца-то расходам этим не видать.

Хозяйка приглашает к себе и устраивает небольшую экскурсию по комнатам. Везде чистенько и аккуратно, сгодилась подаренная государством мебель и бытовая техника. Особенно поражают многосекционные батареи, которыми прямо-таки утыкан весь дом.

- Хорошо перезимовали?
- Куда там?! Батарей много, котел работает на пределе, а в доме все равно прохладно. Еле упросила подрядчиков приехать посмотреть. Они мне и выдали: ни отопление, ни котел менять нереально. Вот у меня теперь основная задача – за лето эти недоделки устранить.

Почти во всех комнатах по углам замечаю черную плесень. Она тянется от потолка по обоям вниз. На фоне еще не потускневшего ремонта смотрится как-то дико.

- Крышу-то нам не утеплили, изоляции никакой нет. Потолок течет, стены плесневеют. Когда нам ставили блоки, даже не скрывали, что они сырые. И воздух в доме всю зиму был сырой.

Не надо быть специалистом, чтобы заметить, как плохо приклеены углы обоев. А рамы пластиковых окон обильно плачут по сей день.

- Гастарбайтеры на стройке были?
- Были. Они цементную стяжку клали, а русские обои клеили. Ремонт сделали спустя рукава. Да только все это заметили слишком поздно. Мы когда въезжали, несказанно рады были, что у нас снова есть дом. Подписали все на эмоциях и не глядя. И только потом заметили, что кран течет и пол везде неровный. Но главное, конечно, крыша над головой, водопровод, газ, канализация.

Судить Екатерину Ивановну трудно. Ведь это ей приходилось по несколько раз в день перед каждым выходом на улицу отогревать входную дверь феном. Тоненькое китайское творение насквозь продувалось ветром, в считанные часы покрывалось льдом и намертво примерзало к коробке. Дверь хозяева сменили, но ситуация кардинально не изменилась. Террасы у дома не предусмотрено, поэтому холод очень быстро проникает во внутренние помещения. Сразу после установки забора Екатерина Ивановна планирует взяться за террасу.

Еще в прошлом году семье обещали устранить все недоделки. Речь шла о мае 2011 года. Но месяц благополучно закончился, а проблем в доме не уменьшилось.

Мало того, по весне Екатерина Ивановна обнаружила еще один подарочек от строителей.

- Вы только посмотрите, как землю нам испортили! Цемент на участке оставили и песочком присыпали. Лопата не входит в землю. Вот ходим теперь, куски цемент откапываем и выбрасываем. Как теперь сюда что-нибудь сажать?!

В нескольких метрах от дома Екатерины Ивановны полным ходом идет стройка. Это сосед сам отстраивает погоревший дом. Один из немногих, не поддавшись на уговоры, он решил взять денежную компенсацию. Выбивал положенные 1 миллион 400 тысяч долго, но зато теперь возводит жилье по своему вкусу. Конечно, пришлось добавить немного из накопленных средств, да и сгоревший дом был застрахован. Даже в незаконченном виде его кирпичный коттедж смотрится надежнее и основательнее своих соседей по улице.

На новом полу гнутся табуретки

В Передельцах мы услышали от людей немного жуткую историю. Рассказывают, что за месяц до пожара по домам ходила странная женщина. Она представлялась последовательницей какой-то секты и показывала всем одну и ту же страницу из Библии. В тексте была подчеркнута фраза: «сгорит все огнем». При этом женщина недвусмысленно обводила рукой окрестности.

Во время пожара прошлым летом в Передельцах погиб человек. Местные жители до сих пор вспоминают, как успели спастись в последний момент.

- Неделю горело возле озера. Прислали одну пожарную машину да гаишника, чтобы отдыхающих не пускал, - вспоминает Алексей с улицы Центральной. - А затушили бы сразу, может, и не погибло бы столько домов. Мы видели в тот день главного рязанского спасателя Никифорова. Он возвращался с пожара в Криушах и решил посмотреть, что у нас происходит. И вдруг бежит из леса и кричит: «Люди, спасайтесь, убегайте!». Мы успели похватать документы да деньги и рванули. Десять минут - и двух деревень как не было.

Сейчас о разрушительной стихии напоминают сваленные на окраине деревни обуглившиеся бревна и пеньки. Между домами и не вырубленным по сей день горельником тридцать метров. Такое расстояние считается безопасным. Но местные убеждены – в этом году пожары будут страшнее. Сухая сосна вспыхнет как спичка, а если одно из таких деревьев упадет, то точно зацепит какой-нибудь крайний дом.

- Лес не вычищали, он не строевой. Продать нельзя - вот никто его и не вывозит, - уверен Алексей. – Недавно МЧС-ники приезжали, подсоединяли гидрант. Но напор такой слабый, что сильный огонь не потушить.

Радушный хозяин приводит меня в кухню и предлагает присесть. Табуретка подо мной качается.
- Уже три табуретки сломались. Пол кривой, ножки гнутся. Во дворе вон целый склад травмированной мебели.

Присматриваюсь. Линолеум в кухне лежит волнами, а местами просто стоит дыбом. Оказывается, бетон укладывали прямо на песок. И никакого намека на воздушную подушку.

С крышей тоже не все ладно. У липецкой черепицы, которой покрыли крышу, края не прикручены. Доступ в щели ветра и лишней влаги обеспечен.

Во дворе у Алексея стоит старый советский унитаз. Именно такая конструкция с плоским дном была установлена в уборных новых домов. Экономия! Очевидно, ей же в угоду некоторые дома обнесли забором только со стороны фасада. А тылы остались открыты всем ветрам. А еще у мужчины едва не отобрали кусок земли. Заявили, что по плану в шести метрах от дома должна проходить дорога, а полагающиеся Алексею сотки предложили сдвинуть в сторону спиленного леса. Чтобы отстоять свое, хозяину дома пришлось дежурить возле спорного участка.



- Как же комиссия принимала дома? Неужели никто не заметил такого количества недочетов?
- Да не было у нас никакой комиссии, - утверждает мой собеседник. – Подписывать акты приходили к нам сами подрядчики. Просили нас принять дома. Говорили, если не подпишем, им деньги не заплатят. Вот и подписали. Мы не в обиде на строителей. Они же чужие указания выполняли.

На другом конце деревни новый дом обживает ветеран войны - 92-летняя Евдокия Ивановна Ковалева. У нее в огне погибли все боевые награды. Восстановить их самостоятельно старушка уже не может – силы не те, чтобы по инстанциям бегать. А местные чиновники искренне удивились: бабуля, у тебя же корочки есть, на что тебе эти побрякушки?

- В старом доме мне было лучше, - признается потихоньку от сына Евдокия Ивановна. - У меня дров бы хватило еще лет на 5-6. А тут полы кривые (из-за перекоса дверца шкафа заметно отстает от корпуса), а духота какая по ночам…

По словам ее сына Анатолия, почерневшие от плесени углы он заметил, как только впервые вошел в дом. Пришлось сразу обрабатывать все антисептиком.
- Сейчас уже начало подсыхать, как нам и обещали строители. Правда, из отдушин по-прежнему течет. И водосливная труба снаружи гремит. Ее не прикрепили как следует, во время ветра и дождя от нее много шума. Недавно приезжал прораб, краны нам заменил. Гарантия дома – пять лет. Надеемся, за это время все недостатки устранят.

Не построите в срок – лишитесь бизнеса

Конечно, легче всего сказать, что погорельцы, у которых еще недавно не было никакой крыши над головой, обнаглели и бесятся с жиру. И чиновники, поклявшиеся на углях построить для людей качественные дома в короткие сроки, думаю, не преминут это сделать. Это, согласитесь, проще, чем объезжать каждую семью и интересоваться, какие есть жалобы. А погорельцы - люди не гордые, сами звонят прорабам, представителям подрядчиков - всем тем, кто необдуманно оставил жителям поселка свой телефончик. Вот только вряд ли строители захотят решать эти проблемы. Многие подрядчики настолько обижены неблагодарностью властей, что в погорельские районы больше ни ногой.

- Когда нас привлекли к строительству, заканчивался август, - рассказывает субподрядчик, который строил в Передельцах. - На месте уже трудились генподрядчики, но рук категорически не хватало. Людей на стройку набирали как пиратов на корабль - всех подряд: бомжей, гастарбайтеров. Все делалось впопыхах. Да и как иначе? Когда лопату втыкали в грунт, чувствовалось, какой там внутри жар. Разве можно было на такую землю дома ставить?
- Подождите, а как же видеокамеры? Ведь их специально устанавливали, чтобы можно было наблюдать за ходом работ.
- Камеру действительно повесили, но в поле обзора входили только площадки восьми домов. Как раз тех, где строили мы... Остальных не было видно. Проверяющие приезжали к нам регулярно, но качеством стройматериалов и самих работ не интересовались. Им было важно - успеем мы или нет.

Напомним, что крайний срок по всей стране, в который нужно было сдать дома, - 1 ноября. Но рязанцы, видимо, решили отличиться.
- На стройку приезжали чиновники высоких рангов, говорили, кровь из носу, нужно сдаться 27 октября, то есть раньше всех в стране. А за это обещали нам всякие блага - подряды на школы, детсады... В последние недели началась сумасшедшая гонка - из Москвы ждали какую-то проверку, и чтобы закончить дом, мы работали круглосуточно, даже ночами. Все делалось в ущерб качеству – стяжку заливали кое-как, обои не проклеивали. Потолки во многих домах в итоге получились дугообразные: это гипсокартон провис из-за мокрой доски.

Но в этом стремлении выдвинуть область на первый план строители чиновников понимали. Сами же рязанцы. Воодушевленные благородными лозунгами, они были готовы не спать неделями ради общего дела. К тому же впереди маячил неплохой куш.
- Когда только вся эта стройка затевалась, власти нам сказали так: давайте пока не будем заключать договора и указывать в них стоимость квадратного метра. В других областях подрядчикам будут платить по 30-33 тысячи за квадрат. Добьемся, чтобы и у нас не хуже было.

Строители, естественно, обрадовались и принялись за дело. Но за пару месяцев тема как-то подзабылась, и в итоге квадрат как-то тихонько рассчитали по 28 тысяч. К тому же 15 октября вдруг оказалось, что в эту сумму входят не только строительные работы - вопреки заверениям российского премьера - но также благоустройство и подведение к домам коммуникаций. Обманули? Хочется верить, что просто не смогли настоять и продавить интересы своих подрядчиков.

Наживаться на этом проекте - его вполне можно назвать социальным - никто из строительных организаций не собирался. Определенная корысть, конечно, была - попасться на глаза местным вождям, заслужить их доверие своим ударным трудом и в будущем рассчитывать на лакомые кусочки. Но заниматься ради этого вынужденной благотворительностью никто не подписывался. А вышло, кажется, именно так.

Деньги кончились. Извините


- Изначально нам предлагали возвести двадцать домов, но в такие короткие сроки успеть просто невозможно. Мы согласились поставить восемь. За них нам должны были заплатить 11 миллионов рублей. В качестве задатка дали 539 тысяч. И то лишь в середине сентября, когда работа фактически шла полным ходом.

Тем временем ежедневные затраты на стройматериалы и оплату бригады строителей исчислялись суммами от 150 до 250 тысяч рублей. Их нужно было откуда-то доставать. А тормозить процесс даже на час - это все понимали - чревато последствиями. По словам субподрядчиков, деньги им обещали каждую неделю. Возможно на счета генподрядчиков что-то и перевели, но ниже средства почему-то спущены не были.

Но стройка должна продолжаться! И, боясь осрамиться, мелкие строительные фирмы запустили руку в свой бюджет.

Потраченное возмещали подрядчикам медленно и с задержками. А в один прекрасный день и вовсе сказали: «Деньги кончились». Справедливости ради, чиновники пообещали строителям новые подряды, прибыль от которых могла бы покрыть понесенные потери. Но когда заказы будут - неизвестно.

После такого отношения требовать от строителей высокого качества работ как-то даже неудобно. Поэтому упавшие на голову новоселам новые обои и отсутствие утеплителя во внешней стене дома - это самое меньшее зло, которое могли бы получить погорельцы от обиженных строителей.

Итак, все удалось. Дома сданы. Награды и благодарности нашли своих героев. В сухом остатке – ущемленные интересы бизнесменов и обманутые надежды погорельцев.

Сегодня 2 июня. В восточных регионах страны уже полыхают леса. И нам тоже обещают возвращение жары. За сколько секунд огонь перекинется по сухим не вырубленным соснам на новые дома? Кто даст гарантию, что и в этот раз руководители пострадавших районов, боясь потерять насиженные места, не станут преуменьшать масштабы трагедии? И самое главное – кто из подрядчиков поверит в сладкие обещания, если все повторится вновь? Мы скоро узнаем. На эти вопросы ответит лето. Ждать недолго.