В Европе заговорили о создании единого министерства финансов

Глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише предложил создать единое министерство финансов еврозоны. Комментируя своё предложение, финансист заявил, что появление подобного института усилит стабильность евро, которому в настоящее время не хватает контроля.

Характерно, что своё заявление Трише сделал в торжественной обстановке в праздник Вознесения в Коронационном зале ратуши Ахена на церемонии, когда ему вручалась премия Карла Великого - основателя Франкской империи и фактического основателя Священной Римской империи.

В официальных учредительных документах этой награды говорится, что она учреждена в 1950 году германским городом Ахен, и присуждается лицам, внёсшим большой вклад в объединение Европы.

О статусе премии свидетельствует список её лауреатов, которыми в разные годы стали: Конрад Аденауэр, Уинстон Черчилль, Джордж Маршалл, Гельмут Коль, Вацлав Гавел, Тони Блэр, Билл Клинтон, Ксавьер Солана, Ангела Меркель, Иоанн Павел II и многие другие крупные политики и общественные деятели. Премия Карла Великого, наверное, единственная, которая присуждалась не только политикам и общественным деятелям, но и целым народам и даже деньгам. Так, в 1986 году её получил народ Люксембурга, а в 2002 - евро.

В этом смысле символично, что глава Европейского центрального банка Трише в своей лауреатской речи заговорил о мерах, которые необходимо предпринять для укрепления европейской валюты, переживающей сегодня не самые лучшие времена.

Предложение о создании единого для всей Европы министерства финансов выглядит вполне логичным и разумным. Невозможно обеспечить надежность и стабильность денег в условиях, когда отсутствует единая бюджетная политика. В таких условиях невозможен полноценный контроль, даже при наличии единого эмиссионного банка, за тратами и расходованием финансовых средств.

Кроме того, предложение Трише означает, что надежды на субсидирование проблемных экономик таких стран, как Греция, Ирландия или Португалия, не приносят ожидаемых результатов. Идея создания единого европейского Минфина, высказанная главным европейским банкиром, является в какой-то степени символичной.

Она свидетельствует о том, что «архитекторы» общего европейского дома всерьёз намерены перейти от «политики пряника», которой они придерживались до последнего времени, к «политике кнута», которая, видимо, им кажется более эффективной.

«Пряники», в частности, заключались в многомиллиардных кредитах, которыми щедро субсидировались страны, находящиеся на грани дефолта - прежде всего Греция, в меньшей степени Португалия и Ирландия. Но предоставленная финансовая помощь не принесла ожидаемых результатов. Положение в этих странах не только не улучшилось, но напротив, они обратились в финансовые институты Европы и мира за новой порцией дотаций.

Заявление Трише в Ахене говорит о том, что финансовые власти Европы с практикой финансирования долгов попавших в сложное положение государств намерены покончить. Образование единого для Европы Минфина и станет тем «кнутом», который должен будет приводить в чувство разучившиеся жить по средствам правительства стран, входящих в еврозону.

По сути, речь идёт о том, что им придётся поступиться ещё одной порцией своего суверенитета, поскольку появление единого финансового ведомства неизбежно ограничит их возможности проводить независимую денежную и бюджетную политику. Надо ли говорить, что от сокращения расходов в первую очередь пострадает социальная сфера?

Таким образом, за объединение Европы расплачиваться придётся простым людям, проживающим в наименее экономически развитых европейских странах. Но власти Европы идут на эти непопулярные шаги, потому что понимают: выгоды от объединительных процессов перекроют все издержки. Цель - создать единое экономическое пространство с населением в 300 миллионов человек. Это позволит сформировать огромный европейский рынок, объём которого и величина совокупного спроса позволят оградить его от всех внешних факторов и ценовых шоков.

Таким образом, Европа создаёт себе условия для устойчивого и стабильного развития.