АСИ – элемент стратегической власти
На модерации
Отложенный
Владимир Путин, создавая Агентство стратегических инициатив и участвуя в форуме «Деловой России», активизирует процесс запуска сети инновационных проектов, которые способны не только решать тактические задачи, ограниченные временными рамками предвыборных кампаний, но и выйти на задачи стратегического характера, простирающиеся далеко за рубеж 2012 года.
26 мая, в День предпринимателя, в Москве состоялся VII Ежегодный форум «Деловой России» «Несырьевая модель социального государства». Активное участие в работе форума принял председатель правительства Владимир Путин. В работе форума также приняли участие вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин, вице-премьер – руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин, руководители ряда российских регионов. А накануне, 25 мая, Владимир Путин провел публичную презентацию проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое обещает уже к осени превратиться в широкую региональную сеть, аккумулирующую инновационные проекты на местах. Этот событийный ряд дал аналитикам богатую пищу для размышлений на тему экономической составляющей предвыборной программы, которая ляжет в основу деятельности законодательной и исполнительной властей на ближайшие годы.
Форум «Деловой России» – масштабная дискуссионная площадка, создание которой было инициировано самими предпринимателями. С 2005 года на ежегодных форумах национального бизнеса собираются представители малых, средних и крупных предприятий несырьевого сектора для обсуждения ключевых экономических проблем и вопросов.
В этом году на форуме впервые поднят вопрос о роли несырьевого бизнеса в социальном развитии страны. Идея была сформулирована Еленой Николаевой, одним из вице-президентов «Деловой России», выступившей с лозунгом социальной модернизации, которая предусматривает модернизацию социальной сферы и превращение социальных отраслей в локомотивы экономического развития.
Пленарное заседание форума открылось речью Владимира Путина. Его выступление носило во многом концептуальный, программный характер. Многие СМИ отмечают, что это могла быть обкатка экономической части предвыборной программы Народного фронта.
Впрочем, у многих наблюдателей возникло стойкое ощущение, что основные тезисы выступления Путина были написаны экспертами «Деловой России». Когда же Борис Титов публично подтвердил факт вхождения «Деловой России» в Народный фронт, сомнения на этот счет развеялись окончательно, зато возникли вопросы иного характера. В частности, каким образом в рамках предвыборной экономической платформы Владимира Путина будут сочетаться идеи «новой индустриализации» с неолиберальными рецептами группы экспертов под руководством Ярослава Кузьминова и Владимира Мау, которых глава правительства не далее как в феврале собирался привлечь к разработке программных концепций предвыборного характера?
Владимир Путин обозначил целый ряд амбициозных экономических целей и задач, реализация которых сможет очень серьезно изменить жизнь в стране, сделать ее качественно лучше и комфортнее.
«Мы ставим перед собой амбициозную цель – уже через 10 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения должно подняться с сегодняшних 19 тыс. долларов с небольшим к отметке 35 и чуть выше на человека. При этом стандарты жизни наших граждан, качество образования, здравоохранения должны быть сопоставимы с уровнем ведущих мировых экономик», – заявил Владимир Путин.
Признание главой правительства того факта, что сырьевая модель экономики исчерпала себя и развиваться страна будет по другому пути, едва ли можно назвать сенсационным. Подобные заявления звучат уже не первый год. На этот раз момент новизны проявился в жесткой смысловой увязке проблем сырьевой модели экономики с выполнением социальных обязательств государства, что объясняется, по-видимому, не только заявленной тематикой нынешнего форума, но и актуальными соображениями предвыборного характера.
«Мы не можем мириться с ситуацией, когда выполнение растущих социальных обязательств, повышение доходов наших граждан, борьба с бедностью попадают в зависимость от факторов, на которые мы не можем повлиять, – всплески, провалы и колебания глобальной сырьевой конъюнктуры», – отметил глава правительства. Выход за пределы прежних источников роста Владимир Путин обозначил масштабно и конкретно – это новая индустриализация и создание к 2025 году 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест.
В ответной речи председатель «Деловой России» Борис Титов сказал, что озвученная председателем правительства идея о создании новых высокопроизводительных рабочих мест полностью находится в русле выработанного «Деловой Россией» плана «Новая индустриализация» (концепция[A1] 25х25). «Поскольку недавно был создан Общероссийский народный фронт и «Деловая Россия» одной из первых общественных организаций вошла в его координационный совет, мы предлагаем нашу стратегию создания 25 миллионов рабочих мест взять в качестве экономической составляющей идеологии народного фронта», – заявил Борис Титов.
Стремление России сразу перепрыгнуть в постиндустриальную экономику обречено на провал, уверены эксперты «Деловой России», разработавшие «Стратегию 25х25».. Чтобы получить приставку «пост-», надо сначала реализовать основу слова – индустриальную экономику. Только ориентация на конкурентоспособную промышленность и создание высокотехнологичных рабочих мест могут сделать из России передовую державу.
В основе программы «новой индустриализации» лежит убеждение в том, что нынешняя российская экономика не способна создавать и внедрять собственные инновации в большом объеме – внутри страны попросту нет спроса на такую продукцию. В итоге передовые изобретения, даже в случае их массового появления, будут уходить за рубеж, а в страну возвращаться уже в виде высокотехнологичных товаров. Пока что российские разработки способны повышать конкурентоспособность любой страны, кроме своей родины.
Спрос на инновации в больших масштабах может создать только промышленность, продукция которой стремится конкурировать на внешних рынках. У России есть все шансы повысить уровень индустриализации – растущий внутренний спрос, богатые природные ресурсы, выгодное расположение, доступ к основным рынкам США, ЕС, Китая, высокий уровень базового образования населения. Однако архаичная социально-экономическая система, основанная на феодальном принципе получения и распределения ренты, нивелирует эти преимущества.
За последние 20 лет российская экономика фактически вернулась в доиндустриальную эпоху: доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости упала с 22% до 16%, доля машиностроения – с 9% до 1%. Кроме того, если в 1990 году 44% экспорта приходилось на обрабатывающую промышленность и 10% – на машиностроение, то к 2000 году их доли сократились соответственно до 22% и 6%.
Именно промышленность должна стать двигателем экономического развития, считают эксперты «Деловой России», инновации – это всего лишь моторное масло, позволяющее передавать на колеса больше энергии от двигателя. Сами по себе инновационные сектора могут трудоустроить не более 5% населения России. Основные рабочие места и прирост добавленной стоимости должны создаваться именно промышленностью. На национальном уровне необходимо поставить задачу создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году (отсюда и название Стратегии: 25 млн рабочих мест к 2025 году).
Говоря о приоритетных направлениях экономической политики правительства, участники форума акцентировали внимание на том, что для среднего бизнеса крайне важным является вопрос налогового и административного регулирования. Размер социального налога, который сейчас представлен, заставляет ряд предприятий уходить в тень, что, конечно, негативно сказывается на экономике и приводит к росту серого сектора в российских отраслях. Поэтому сокращение административного давления и снижение налогового бремени станут одними из ключевых направлений, связанных с разработкой экономического блока предвыборной программы Народного фронта во главе с Владимиром Путиным.
Среди других уступок, обещанных правительством бизнесу, планы ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции, а также софинансировать расходы компаний на НИР и НИОКР. Бизнесу также пообещали и пенсионные накопления, которые предполагается вкладывать в крупные инвестиционные проекты.
Не осталась без внимания участников и выдвинутая главой правительства идея создания Агентства стратегических инициатив, учитывая, что Путин позиционировал эту организацию как серьезный драйвер развития именно среднего бизнеса. Дело в том, что крупные бизнес-структуры могут позволить себе самостоятельно проводить свои интересы, в том числе в инновационной сфере. Небольшие компании, как правило, инновациями активно не занимаются ввиду отсутствия необходимого финансового ресурса. А вот средние бизнес-структуры, которые, с одной стороны, имеют денежные средства для того, чтобы поддерживать инновационные направления работы, а с другой стороны, не обладают достаточным административным ресурсом, чтобы обеспечить этой деятельности необходимую политическую поддержку, очень серьезно выиграют от создания агентства.
Оно может поддерживать интересы таких компаний и максимально разгрузить их от административного давления.
АСИ будет работать в форме автономной некоммерческой организации. Его работа будет идти по трем основным направлениям.
Первое – «Новый бизнес» – поддержка молодых талантливых предпринимателей, в том числе путем содействия в продвижении и реализации уникальных бизнес-проектов, улучшение предпринимательского климата, устранение барьеров для развития предпринимательства, продвижение успешного опыта поддержки предпринимательства в российских регионах.
Второе направление – «Молодые профессионалы» – содействие профессиональной мобильности, в том числе путем создания систем аттестации работников, поддержка профессиональных ассоциаций, обновление стандартов профессиональных квалификаций.
«Социальные проекты», третье направление, – поддержка социальных инициатив, в том числе путем продвижения проектов социальных учреждений, включая социально ориентированные некоммерческие организации, поддержка молодых профессиональных коллективов социальных учреждений, распространение лучших практик развития социальных проектов в регионах РФ.
Глава правительства подчеркнул, что агентство будет облегчать доступ к инструментам поддержки высокотехнологичного экспорта на внешние рынки. «Речь идет о прямой государственной поддержке тех предприятий, которые имеют шанс закрепиться на рынках, прежде всего хотелось бы вести здесь речь о рынках высокотехнологичной продукции, третьих стран», – отметил Путин.
Премьер-министр также ставит перед АСИ задачу уменьшить зависимость России от иностранных поставщиков комплектующих материалов в ключевых отраслях, прежде всего в оборонной сфере. Он выразил сожаление по поводу того, что у России существует большая зависимость от иностранных производителей «по некоторым направлениям деятельности в ключевых отраслях, от которых зависит обороноспособность и безопасность нашей страны».
Говоря о принципах работы агентства, премьер отметил, что основными среди них являются «открытость, привлечение широкого круга независимых экспертов, сведение к минимуму разного рода бюрократических формальностей и процедур». По существу, предлагаемая конструкция максимально соответствует образцу, который демонстрирует знаменитое Агентство передовых исследовательских проектов (DefenceAdvancedResearchProjectAgency – DARPA), в свое время упоминавшееся в качестве прототипа проекта «Сколково». В связи с чем ожидаемым образом встает вопрос о соотношении этих двух инициатив в области модернизации – АСИ и «Сколкова».
Предвосхищая неизбежные вопросы на эту тему, Владимир Путин дал свой вариант ответа. «Не нужно искать никакого политического подтекста, никто никому ни на какие части тела не наступает и наступать не собирается», – подчеркнул премьер, отвечая на реплику журналистов о том, что проект Агентства стратегических инициатив, по сути, «наступает на пятки» проекту «Сколково» и в этой истории есть политический подтекст.
«”Сколково” – хороший проект, своевременный, правильный. Он преследует целью собрать на хорошо оборудованной площадке, условно говоря, интересных людей и важные проекты. Здесь (агентство) речь идет несколько о другой, о сетевой работе по всей стране», – отметил глава правительства, ненавязчиво намекнув на качественную разницу в масштабах двух проектов.
Дополнительные нюансы на эту тему прозвучали в интервью неназванного источника в правительстве агентству «Интерфакс». «Агентство – это инструмент небюрократический, это инструмент, по сути дела, самого среднего бизнеса, и, что наиболее важно, это структура, которая ориентирована на создание социального лифта, то есть она ориентирована на людей, на то, чтобы создать волну, движение, условия для того, чтобы люди, которые находятся в этом секторе, получили большую перспективу», – сказал источник. Собеседник агентства отметил также, что проект «Сколково» не ориентирован на определенный тип бизнеса и определенные бизнес-круги, его специализация – «определенный жанр, поддержка инноваций».
Из приведенной характеристики недвусмысленно вырисовывается тот образ «Сколкова», который сформировался в представлении членов правительства и, возможно, самого Владимира Путина: исключительно локальный, почти камерный инструмент, бюрократический по своему духу, ориентированный на интересы крупного бизнеса и олигархических кругов, не нуждающихся по определению в «социальных лифтах». Достаточно двусмысленный, надо сказать, образ, впрочем, вполне соответствующий наблюдаемой действительности.
Между тем цитируемый источник в кабинете министров РФ отметил, что АСИ создается не при правительстве, а лично при Владимире Путине и его связь с этой структурой будет поддерживаться и после 2012 года. «Особенность состоит в том, что эта организация будет не при правительстве, эта организация будет лично при премьере, инициатива создания агентства принадлежит лично Владимиру Путину», – заявил источник, ясно дав понять тем самым, что статус главы правительства в 2012 году может измениться, однако он намерен и дальше сохранять контроль над деятельностью агентства.
Эксперты ожидают, что агентство способно уже в рамках нынешнего электорального цикла сыграть роль своеобразной рекрутинговой структуры, которая позволит мобилизовать поддержку действующей власти. Новое поколение лидеров, пассионарность которых остается невостребованной в сложившейся общественно-политической и экономической системе, может помочь осуществить «апгрейд» правящего класса и дать качественно новый импульс поддержки премьер-министру внутри политической элиты.
При этом структуры с функциями рекрутирования в формате кремлевских молодежных организаций («Наши», «Молодая гвардия Единой России» и другие) создавались и ранее, однако на этот раз речь идет о принципиально иной социальной базе: похоже, Владимиру Путину нужны скорее «люди дела», способные самостоятельно пробиться даже сквозь толстый слой асфальта, которым в последние годы с усердием, достойным лучшего применения, правящая бюрократия закрывала все области проявления социальной активности. А не митинговые «горланы-главари», натренированные противостоять гипертрофированной «оранжевой угрозе» в режиме максимального благоприятствования со стороны административного ресурса. Времена меняются, и вместе с ними меняются социальные запросы власти.
Впрочем, даже в варианте ограниченной, узко понятой функциональности – то есть в качестве центра притяжения различного рода инновационных передовых проектов, которые не находят поддержки в штатном режиме и не вписываются в деятельность проекта «Сколково», – агентство способно восполнить некие институциональные пробелы в существующей инновационной системе. Речь идет об отсутствии единого налаженного механизма государственного научно-технологического заказа, в широком смысле – экспертно-аналитического обеспечения научно-технологической политики.
Второй важный момент – отсутствие механизмов довенчурного сопровождения инноваций, то есть сопровождение инноваций на тех стадиях, когда разработка еще не дошла до стадии технологии, которая могла бы быть предметом рыночного оборота, предметом венчурных инвестиций. Запустить и отладить эти механизмы целесообразно именно в ручном режиме, на основе конкретных проектов.
Наконец, третий и, возможно, ключевой фактор – культивирование инновационной среды, способной уже самостоятельно, без направляющих усилий сверху, генерировать импульсы к появлению поисковых и прорывных проектов. А вот это уже задача, которая не может решаться только одной структурой – будь то «Сколково», Агентство стратегических инициатив или отдельно взятая венчурная компания. Это – именно системная, общественная задача. При этом представляется значимым, чтобы была реализована ориентация не только на инновационные компоненты, но и на социально значимые проекты, что будет способствовать формированию не только инновационной, но и социальной инфраструктуры нового качества. Часто это идет рука об руку, потому что есть инновационные технологические проекты с потенциально высоким социальным КПД (достаточно вспомнить классический пример рождения глобальной сети Интернет).
Владимир Путин, создавая Агентство стратегических инициатив и активно участвуя в форуме «Деловой России», активизирует процесс запуска сети инновационных проектов, которые способны не только решить тактические задачи, ограниченные временными рамками предвыборных кампаний, но и выйти на решение задач стратегического характера, простирающихся далеко за рубеж 2012 года. Будет ли задействован этот потенциал и с каким конечным результатом – время покажет.
Комментарии
С другой стороны, в условиях отсутствия идеологии и прикормленного к кормушкам аппарата, наблюдается постоянный дефицит тактических и стратегических идей, а исследование и систематизация направлений по которым осуществляется поддержка на местах, могла бы дать осознание именно стратегических направлений. Погрешность в множестве чисто коррупционных решений на местах.
Ключевыми опорными фигурами в регионах становятся главы департаментов поддержки предпринимательства. Остальное в обсуждении АСИ, не является существенным, так-как ни о каких стратегических направлениях развития России, организаторы этого мероприятия понятия иметь не могут по причине полного отсутствия фундаментальных знаний.