Студенты Оксфорда развеивают мифы о своём вузе
На модерации
Отложенный
Студенты Оксфорда развеивают мифы о самом престижном вузе планеты.
Учеба в Оксфордском университете - предел мечтаний честолюбивых школьников и их родителей. Быть студентом в старейшем и самом уважаемом вузе Европы – что может быть перспективнее? Казалось бы, с его дипломом работодатели будут рвать выпускника на части. Несколько вчерашних студентов Оксфорда рассказали о том, что такое «настоящий» английский университет.
Поступить в Оксфорд – задача трудная. Хотя обучение для всех платное и стоит немало (сейчас цены на учебу опять поднялись и достигли уже 9 тысяч фунтов в год – около 13 тысяч евро), но одних денег недостаточно. Английским школьникам для поступления в этот вуз надо иметь идеально сданные выпускные экзамены – тогда у них есть шанс получить приглашение на собеседование.
- Я несколько недель готовилась к собеседованию в Оксфорде, - рассказывает англичанка Клодия Реннтон. – Профессоры разговаривали со мной два часа. Они были очень милыми, но в какой-то момент довели меня до слез – мне пришлось признаться, что я не знаю ответа на их вопрос, они спокойно ответили: «Нет проблем!» и еще полчаса задавали подобные вопросы. Я очень удивилась, что меня все-таки приняли.
Для иностранных студентов поступить в Оксфорд еще труднее. Для начала им надо отучиться два года в частной школе-пансионе, которая прицельно готовит своих питомцев к поступлению в Оксфорд и Кембридж.
- Я получила стипендию Сороса и два года училась в интернате, мой аттестат был «на отлично», - рассказала студентка юридического колледжа в Оксфорде Мария Ковальски. – Поэтому я довольно легко получила приглашение на собеседование, где мне задавали очень сложные вопросы, которые невозможно «списать», надо показать, что ты умеешь креативно и нестандартно мыслить. До сих пор помню, что меня попросили проанализировать стихотворение Бертхольда Брехта. Естественно, надо было идеально знать английский, чтобы тебя было не отличить от носителя языка.
По общему мнению самих студентов, «по блату» поступить в Оксфорд нельзя.
- В моем колледже учились дети очень богатых родителей, например, принц из Бутана, - вспоминает чешка Анита Хорова. – Но за пять лет обучения я не встретила ни одного глупого человека. Многие были ленивы, но «айкью» поступивших сюда всегда выше среднего.
Пьянки до потери сознания
Если родители, заплатившие немалые деньги за обучение своих чад, представляют себе, что их отпрыск прилежно сидит в библиотеке, а по вечерам чопорно ужинает с представителями английской аристократии, то они пребывают в глубоком плену у стереотипов.
- Когда я в первую неделю приехала в Оксфорд со своим чемоданом и поселилась в общежитии, то тряслась от страха – мне казалось, что здесь все умнее меня, - вспоминает Мария. – Но меня шокировало совсем не это. В первую неделю «знакомства», когда еще не начались занятия, все эти выпускники частных привилегированных школ, ставшие студентами, беспробудно пили. Это, конечно, было весело, но немного дико, я, прожив самостоятельно в интернате два года, думала, что так ведут себя в 15 лет, но не в 18.
Некоторые устраивали пьяные драки, и кое-кто даже пришел на занятия с переломанными костями. Оказалось, что строгие родители до поступления в вуз (да и правила частных школ тоже) не позволяли своим детям пить, заставляя их учиться. Поэтому в первую неделю «свободы» они отрывались.
- Вообще алкоголь сопровождал учебу в Оксфорде постоянно, - говорит студент факультета иностранных языков Пит Роденбери. – Люди, как правило, очень много учатся, у них не так много времени, чтобы снять стресс. Поэтому каждую свободную минуту они идут в паб, где прилично выпивают – как правило, портвейн, вино или виски. Еще любимый напиток оксфордцев – джин с тоником.
- Я старалась как можно реже участвовать в подобных вечеринках, - говорит Анита Хорова. – Не только потому, что мне приходилось тратить ночи не на тусовки, а на написание эссе. Но и потому что мне надо было экономить, я получала небольшую стипендию и подрабатывала, а поход в паб или клуб в Оксфорде – это очень серьезная трата денег.
Одни – на скачки, другие – на работу
По идее Оксфорд демократичен и у всех его студентов – равные права. Но на самом деле жизнь студента без больших запасов денег на кредитке может стать очень печальной.
- Когда я училась в Оксфорде (девушка закончила его год назад), то цены на обучение были гораздо ниже, чем сейчас, - рассказывает Мария. – Я платила всего полторы тысячи фунтов в год (около двух тысяч евро), причем для обучения я брала беспроцентный заем у английского государства, который теперь по частям возвращаю. Поэтому со мной учились и дети королей, и дети безработных.
Но самое тяжелое – это ежемесячные траты на жизнь – жилье, учебники, питание, развлечения. Сложно чувствовать себя равным, когда тебе приходится ночью подрабатывать барменом, а твои однокурсники приглашают тебя в клуб, куда вход стоит около 100 фунтов (150 евро) или зовут к себе в гости на виллу в Испании на выходные. Моя мать – врач в Польше, чтобы оплачивать мое обучение переехала работать в Германию. Но все равно больше 800-900 фунтов в месяц она не могла мне присылать. А многие мои знакомые жили на «скромные» две-три тысячи фунтов в месяц.
- Попасть в компанию «денежных мешков» довольно сложно, - объясняет Клодия. – Если ты не увлекаешься поло, скачками и дорогими машинами, то, чтобы вступить в «их клуб», надо быть экстраординарной личностью – например, писать пьесы, быть старостой курса и так далее. Куда демократичней круг так называемой богемы - там тоже дети обеспечены, но для них деньги – не главное.
- На самом деле в Оксфорде много способов поправить свое финансовое положение, просто у большинства студентов так много денег, что они даже не ищут эти пути, - рассказывает Анита Хорова. – Например, я часто получала стипендии – на изучение второго иностранного языка, на поездку на стажировку в Германию и даже в Японию. В Азии на студентов Оксфорда и Кембриджа смотрят как на богов, поэтому у нас была особая возможность – ездить бесплатно на полтора месяца в Китай, Японию и Южную Корею, чтобы преподавать там английский в школе. Это здорово - посмотреть мир, не заплатив за это ни копейки. Правда, мало кто из моих знакомых, кроме меня, на это соглашался – все-таки уроки по 6 часов в день – это настоящая работа.
Брежнев-младший: ни слова о прадеде
Среди студентов-иностранцев больше всего выделяются китайцы и, как ни странно, русские.
- Обе страны быстро развиваются, поэтому не удивительно, что детей посылают к нам учиться, - говорит Пит. – Китайцы всегда держатся немного обособленно, своей «колонией». А вот среди русских попадаются удивительные персонажи. Например, девушка по имени Анастасия Толстой (Anastasia Tolstoy), которая рассказывала всем, что она потомок Льва Толстого (по-моему, дочь внучатого племянника). Она родилась в Англии, но всегда не забывала упомянуть в разговоре, что именно ее предок написал «Войну и мир». Сейчас Анастасия работает в Лондоне.
А вот правнук Генсека Дмитрий Брежнев о своих корнях не любил распространяться – даже на вечеринках, где он был постоянным участником.
- Дмитрия все знали, потому что он принимал участие почти в каждой пьянке, - говорит Анита. – Правда, он действительно умный парень, изучал политологию и экономику, сейчас работает в Лондоне. На каждой вечеринке целовался с разными девушками, но при этом всегда молчал о своем прадеде, как его ни пытались разговорить. Эта тема была для него табу. Одно время Дмитрий хотел поехать в США после учебы, ему даже дали визу – но потом, видимо, передумал.
- У меня была одна русская знакомая – не хочу называть ее имени – она получала от Оксфорда стипендию, потому что ее мать числилась безработной, - вспоминает Мария. – Но как-то она призналась, что ее мать занимается поставками оружия. Не удивительно, что дочь «безработной» ходила с сумками от Луи Виттона и ездила на новом «Порше».
Либо гей, либо ботаник
Кстати, надежды на то, что в Оксфорде дочь найдет себе богатого жениха, тоже довольно утопичны.
- Девушек в Оксфорде больше, чем мужчин, - вздыхает Мария. – А студенты делятся на ботаников-программистов (которые не очень привлекательны), на тусовщиков (с которыми можно повеселиться, но вряд ли они вступят с тобой в серьезные отношения) и на геев. В Оксфорде очень много студентов нетрадиционной ориентации. Почему так сложилось, я не знаю, возможно, Оксфорд более либерален к таким людям, чем другие английские вузы.
Кстати, девушкам в связи с такой сильной конкуренцией приходится всегда быть на высоте.
- В Оксфорде девушки всегда следят за собой, в отличие от всей остальной Англии, где на первом месте – удобство, - объясняет Анита. – Одежда по последней моде, идеальная кожа, укладка, макияж – иначе у тебя вообще нет шансов. Это такая вечная ярмарка тщеславия.
И еще один миф – о том, что выпускника с дипломом Оксфорда уже у выхода встречает толпа работодателей.
- Здесь дают очень хорошие общее образование и кругозор, - объясняет Пит. – Но по сути твои знания отрывочны, и профессии как таковой у тебя обычно нет. Студентов Оксфорда легко берут в консалтинговые конторы и в банки. Но если ты не хочешь работать там, то искать работу по душе тебе придется очень долго. Например, я за год так и не нашел и в итоге уехал писать докторскую в США.
Комментарии
Как давно Брехт стал англичанином?
Помню студентами лет 20 назад не имели возможности "снимать стресс" - псоледствия похмелья крайне негативно отражались на учебе. После сдачи сессии - тогда да.
Я предполагаю потому, что в Оксфорде ценят "креативность", а не знания....
Могу признаться, что меня непрерывно мучила одна и та же мысль - зачем в стране сохраняется высшее образование? Причин к этому много, и все они вытекают из цепочки:
духовность, прививаемая в семье > школа и уровень начальных знаний её выпускника > университет и уровень общих и профессиональных знаний > статус молодого специалиста и выбор профиля работы > обогащение профессиональным опытом и специальными знаниями > передача знаний и опыта молодому поколению.
Эта необходимая цепочка сейчас прерывается фактически на каждом из своих этапов, и процесс образования начинает свершаться над человеком, у которого ни его идеология, ни необходимые знания, ни его связь с наставниками не соответствуют требованиям, которые могут предъявляться к нему, как к будущему носителю интеллигентности. Должен признаться, что преподавал я вне России, но, кажется, ситуация в ней не из лучших.
Я только мечтаю, чтобы мои дочери по завершению учебы нашли работу где-то за рубежом. На постсоветском пространстве высококлассным специалистом не стать, или ему кроме науки нужно заботиться о выживании.
А вся беда для страны в том, о чем мы как-то с женой на кухне обсуждали, что образовался разрыв между 50-летними, которые должны передавать накопленный опыт, и молодыми специалистами. Они мыслят готовыми потребительскими категориями, то есть не как создать, а где взять и как приспособить. Опыт нынешних зрелых специалистов становится не нужным обществу, чем принижается статус профессии и образования. Губится элемент творчества в формировании специалистов, а Медведев удивляется, что инновации не поддерживаются русским бизнесом. Интерес к интенсивному развитию экономики был в конце 80-х, начале 90-х г.г., он поддерживался наиболее развитой и образованной частью общества, но этот интерес был задавлен, а через 20 лет сформировался новый тип гражданина, но уже потребителя. Фурсенке спасибо за него.
см Й П Герви