Китайцы в Океании угрожают интересам США
Проникновение пронырливых китайцев во все уголки планеты всё больше беспокоит Вашингтон. Янки привыкли, что самыми пронырливыми являются они сами. Действительно, где не сегодня встретишь американца, или, шире, англосакса в виде туриста, дипломата, военного инструктора или «учителя по демократии»? В любой стране – от Лесото до Чили. Океанические просторы американцы, а вместе с ними британцы, австралийцы и новозеландцы вообще считали своей вотчиной. Англосаксы, как народ талассократической, т.е. морской цивилизации, всегда первым делом бороздили океаны, покоряя аборигенов, закрепляясь в чужеземных владениях и оставаясь там если не навсегда, то надолго. Африка, Латинская Америка, островные государства Тихого и Индийского океана – всё находилось под пятой англосакса не одно столетие. Но вот маятник качнулся в другую сторону. Всё настойчивее за своё место под солнцем вступает в борьбу Поднебесная империя. Китайцы уже вовсю проникают вглубь Африки, конкурируя с европейцами и американцами за контроль над Чёрным континентом. Но Африкой дело не ограничивается. Пекин поглядывает в сторону Океании.
Демократическая республика Восточный Тимор, она же Тимор – Лешти (столица – Дили) – островное государство в Юго-Восточной Азии, омываемое Тиморским, Арафурским морем и морем Банда. В 2002 г. эта бывшая португальская колония, на которую имела виды Индонезия, получила независимость. С тех пор за влияние на Тимор-Лешти соперничают Вашингтон и Пекин.
Стратегическое положение Тимор-Лешти довольно выгодное. До соседних Австралии и Индонезии – рукой подать, а дно Тиморского моря таит в себе немалые запасы нефти и газа. К примеру, запасы нефтеносного района Байу-Ундан оцениваются в $3 млрд. Близость Восточного Тимора к проливу Ветар тоже немаловажна. Ветар – один из самых глубоких проливов в мире и идеальный маршрут для подводных лодок из Тихого океана в Индийский. В случае возникновения конфликтных ситуаций в этой части света эффективное использование подводного флота будет зависеть от обладания Ветаром, а обладание Ветаром – от обладания Тимор-Лешти.
Присутствие КНР в Тимор-Лешти становится всё заметнее. Китайцы уже получили $378-миллионный контракт на строительство двух электростанций. Лёгкое вооружение, униформу и прочие элементы военной экипировки тиморцы также закупают в Китае. На самом острове появилась значительная китайская диаспора численностью более 4000 человек. Восточный Тимор – вторая по бедности из стран Азии (ниже находится только Афганистан).
Инфраструктура страны – в полном упадке, а треть ВВП приходится на сельское хозяйство. Поэтому китайские инвестиции для Дили превратились в палочку-выручалочку. В январе 2011 было достигнуто соглашение о получении займа в $3 млрд. из рук Пекина. Средства будут направлены, в первую очередь, на обновление инфраструктуры острова, а Китай, таким образом, превратится в самого крупного экономического партнёра Тимор-Лешти. Всё больше тиморцев уезжают на учёбу в КНР, и право «ковать тиморские кадры» постепенно от США и Австралии переходит к КНР. За такое покровительство Дили платит Пекину полной дипломатической поддержкой его политики в отношении Тибета, Тайваня и т.д.
Тимор-Лешти – не единственный «якорь», за который Пекин «зацепился», чтобы остаться. Не менее тесные военно-политические отношения у КНР сложились с Республикой Островов Фиджи, расположенной в южной части Тихого океана в 1170 км от Новой Зеландии – традиционного союзника австралийцев. Высказываются опасения, что, если наращивание объёмов сотрудничества между китайцами и фиджийцами будет идти такими темпами, один из островов архипелага Фиджи может превратиться в базу постоянной дислокации ВМС КНР. С одной стороны – китайцы на Фиджи, с другой – китайцы на Тиморе. От такой перспективы у Канберры портится настроение. Поэтому усиление роли Вашингтона на Тиморе и Фиджи австралийцы рассматривают как лекарство от китайской навязчивости.
В последнее время наблюдается тенденция к сплочению Вашингтона, Канберры и Веллингтона (на дипломатическом фронте и в области военного сотрудничества) с целью противостоять амбициозным устремлениям Пекина в Океании. Если до этого на протяжении многих десятилетий Австралия и Новая Зеландия были отдельными полюсами англосаксонского влияния, его «плавучими базами», с которых внешнеполитические лучи англосаксонская политики распространялись на весь тихоокеанский регион, а США выступали в роли главного куратора, то сейчас сравнительно далеко находящийся Китай смело вступает в противоборство за право влиять на умы и сердца островитян. За кем в итоге останется Океания, а это десятки тысяч километров водной глади со всеми скрытыми в них ресурсами и стратегическими дивидендами в виде возможности контролировать основные транспортные артерии в Тихом океане? Время покажет, но оно пока играет на руку китайцам.
Комментарии
Пусть бы другие их щелкали побольше, глядишь, нас в покое оставят.
Может, в конце концов и без нас ущелкают - вообще счастье.
Полвека мы да мы - пора бы и другим поработать.
Не трогайте австралию!!!
Ну они хоть ленивые и не такие пронырливые,как китайцы.
Я к тому,что то маори скорее всего вымрут скоро,а китайцы же,наоборот будут увеличивать свою долю в населении стран.