Почему Россия не может построить финансовый центр

У строителей международного финансового центра работы невпроворот. Им предстоит решить массу вопросов: административных, законодательных, налоговых, инфраструктурных – в том числе связанных с бизнесом, финансами и биржевой торговлей. Это все очевидные направления, над которыми усердно трудится рабочая группа под руководством Александра Волошина. Есть и более серьезные проблемы институционального характера, без решения которых капиталы из-за рубежа в Россию не потянутся. Но, как часто бывает в великих делах, их успеху в итоге могут помешать не большие проблемы, а какие-нибудь незначительные и дурацкие, на первый взгляд, причины. Slon.ru собрал несколько таких неочевидных препятствий на пути строительства финцентра.

Отсутствие плана

Строители МФЦ никак не напишут план действий. В 2009 году написали, но через год решили, что он устарел. Из 48 пунктов плана было выполнено всего 5, к тому же оказалось, что федеральный план и аналогичный план Москвы не согласуются друг с другом. Потом потребовалось учесть мнение консультационного совета при президенте, в который вошли главы глобальных финансовых и консалтинговых институтов. После очередной корректировки Волошин признал наличие проблемы с Международным финансовым центром: план нужно доработать. Вопрос о смысле создания МФЦ становится риторическим. Его смысл сводится к наличию амбициозного проекта и самому процессу работы над планом.

Отмена зимнего времени

Когда президент Дмитрий Медведев решил с осени этого года отменить переход на зимнее время, он вряд ли думал о каком-то МФЦ. Зато теперь трейдеры уже вовсю беспокоятся о том, как им быть. Сейчас основные торги на наших площадках заканчиваются в 18:45 и захватывают 1 час 15 мин от начала торгов в Нью-Йорке. Но осенью до следующей весны это время сократится на один час, а он для трейдеров «золотой». В это время отыгрываются утренние гэпы, сглаживается волатильность. В среднем по бумагам российских эмитентов, расписки которых торгуются на NYSE Euronext, около 20% объема торгов приходится на время после 17:00. В период повышенной волатильности еще больше: в минувшую пятницу на ММВБ в это время проторговали треть дневного объема акциями «Газпрома». Нетрудно догадаться, что если расписание работы на биржах не изменится, большая часть этой ликвидности может покинуть российские площадки и перебраться в Лондон. Именно так и произошло в 2007 году, когда биржи сократили время работы.

Новогодние каникулы

По замыслу архитекторов МФЦ, завлечь западных инвесторов на российские торговые площадки поможет их географическое положение. «Мы находимся между Гонконгом и Лондоном, и мы можем некоторые пиковые нагрузки на себя взять в определенный момент времени в течение 24-часового течения дня. Финансовый рынок должен работать постоянно, и Москва может эту нишу занять», – говорил недавно помощник президента Аркадий Дворкович. Помешать этому может несовпадение рабочего графика западных и российских площадок: у наших больше нерабочих дней. На эту проблемы на днях обратил внимание замминистра финансов Алексей Саватюгин. «Часто я слышу, – сказал он, – что участникам рынка мешают такие проблемы, о которых госорганы вообще не задумываются. Например, проблема длинных новогодних праздников: весь мир торгует 10 дней, а Россия не торгует. Соответственно, перед Новым годом в несколько раз возрастает стоимость депозитов, которые ты должен зарезервировать, потому что не знаешь, куда ты придешь после отдыха»

Равнодушные эмитенты

«Двадцать лет существует, развивается, претендует на мировые позиции финансовый рынок, где заинтересованного в нем эмитента и внутреннего инвестора нет!», – пишет в своем блоге экс-глава ФСФР Владимир Миловидов. Крупнейшие российские компании наплевательски относятся к листингу в России. Например, «Газпром» торгуется вне списка потому, что у него только два независимых директора вместо трех, как того требует котировальный список высшего уровня – заводить третьего ради листинга на российской бирже газовый монополист даже и не думает. Вне списка на ММВБ также «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и ряд менее ликвидных бумаг эмитентов, чьи расписки торгуются за рубежом, – например, акции «Мечела» и банка «Возрождение». Биржа даже затеяла рефому листинга, отчаявшись убедить эмитентов в необходимости выполнять требования  – биржа планирует вообще отказаться от внесписочного сектора и, если задуманное реализуют, «Газпром» может попасть в список низшего уровня. Однако консервативных инвесторов, предпочитающих совершать сделки на западных площадках, такой бумагой на российскую биржу все равно не заманишь.