Белорусские власти обвиняют в ажиотаже население

Жители Минска скупают соль и сахар, бытовую технику, протестуют против повышения цен на топливо - все это из-за обесценивания белорусского рубля. Эксперты Firstnews отмечают, что девальвация в Белоруссии назревала давно, и единственный виновник кризиса – местные власти.

Коллапс в экономике Белоруссии заставил жителей страны быстро ориентироваться в ситуации. Результатом стал дефицит некоторых товаров. Так, минчане поспешили скупать бытовую технику в магазинах и приобрести в кассах забронированные билеты. В результате возникли огромные очереди на железнодорожных вокзалах, сообщает Интерфакс-Беларусь.

Впрочем, белорусские власти ажиотажный спрос на потребительские товары на этой неделе отрицают. Об этом сообщил министр торговли Валентин Чеканов, передает БЕЛТА. На прошлой неделе премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович ажиотаж в потребительском секторе не отрицал, хотя и обвинил в этом население страны.

"Ажиотажный спрос на потребительском рынке, который имеет место быть: то макароны, то соль, то уксус - это просто неграмотное поведение населения по отношению к этим закупкам, - сказал Михаил Мясникович. - Но если люди хотят - пусть покупают. Предприятиям это на руку. Идет выручка".

Министр торговли Белоруссии опроверг и появившуюся в СМИ информацию готовящемся введении в стране государственной монополии на импорт потребительских товаров.

Эксперты отмечают: ажиотажный спрос показывает недостаточность масштаба девальвации - белорусский рубль не удержится на нынешнем уровне.

В целом, девальвация – это правильное действие, полагает экономист и политолог Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета. После того, как Россия исключила возможность спекулировать нефтепродуктами из российской нефти, доходов от экспорта у Белоруссии будет мало.

"Таким образом, страна должна сильно обеднеть, чтобы возник импорт", - считает Дмитрий Травин.

Между тем, как писал Firstnews, ситуация с девальвацией становится все более серьезной – очереди в пункты обмена валюты и значительный рост цен на бензин не прекращаются. В Минске уже подорожали почти все частные транспортные услуги.

Городской общественный транспорт пока держит цены на прежнем уровне.

Помощник президента Аркадий Дворкович, оценивая ситуацию в братской республике, указывал, что сложная финансовая ситуация вызвана результатами выборов.

Белоруссия по-прежнему надеется на помощь ЕврАзЭС. Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович рассказал, что власти надеются на первый транш кредита в размере $800 млн летом, а второй, в размере $400 млн, - в начале осени. Еще $2,5 млрд белорусская казна планирует получить от продажи "Белтрансгаза".

Эксперты отмечают, что Россия долгое время давала Белоруссии огромные дотации, продавая дешевые нефть и газ.

"Когда Россия ограничила эту финансовую помощь, стало очевидно, что должна произойти девальвация, но Лукашенко вместо этого перед выборами повышал зарплаты, а в экономике чудес не бывает. Выход – разве что выдача Белоруссии кредитов", - считает Дмитрий Травин.

Политолог Ольга Мефодьева, научный сотрудник Центра политических технологий рассказала, что на необходимости девальвации белорусской валюты Алексей Кудрин настаивал еще год назад. Тогда президент Белоруссии обвинил министра финансов РФ чуть ли не в попытке подрыва политического режима в его стране. Политолог отметила, что кредитов Белоруссии не дали ни Россия (из-за отсутствия лояльности), ни Европейский союз и международный финансовые институции (из-за соответствующего проведения президентских выборов), ни Китай (как весьма прагматичный партнер).

"Это большой удар по имиджу Лукашенко, так как люди с ним инерционно связывали стабильное существование. Девальвации валюты, даже если они не столь катастрофичны, воспринимаются населением негативно. Эта ситуация - удар по психологическому восприятию Лукашенко как залога стабильности. В течение нескольких лет это может перерасти и в общественные волнения", - полагает Ольга Мефодьева.

Несмотря ни на что, президент Белоруссии Александр Лукашенко сегодня выразил уверенность в том, что страна сумеет преодолеть кризисные явления в экономике. По данным Белстата, дефицит торгового баланса страны, достиг в первом квартале 2011 года достиг $3,5 млрд.