Арабский обозреватель: всевластие Обамы оказалось иллюзией
Арабский мир разочарован речью президента Барака Обамы по Ближнему Востоку, озвученной им в минувший четверг, но и воодушевлен тоже. Вот, например, как отзывается о ней известный ливанский обозреватель Рами Хури, пространная статья которого опубликована в газете The Daily Star.
Выступление президента Барака Обамы в четверг с изложением позиции американского правительства по "арабской весне" и арабо-израильскому конфликту – историческое, оно обладает потенциалом, способным принести арабскому миру много хорошего – правда, в том случае, если это не политический жест и не дежурные разглагольствования, пишет автор.
Обама произнес свою речь после десятилетий последовательных провалов усилий Белого дома по достижению мира между арабами и Израилем и на фоне серьезного падения доверия, поддержки и уважения общества к правительствам во многих странах ближневосточного региона. В последние годы арабы, израильтяне, турки и иранцы все больше сопротивляются давлению США и все чаще бросают Белому дому вызов, в результате чего Соединенные Штаты во многом воспринимаются во всем регионе как маргиналы. Они обладают во всех областях огромной властью, но незначительным влиянием, когда дело доходит до использования этой власти, пишет Хури.
Обама оказался в щекотливом положении после того, как миллионы простых арабов восстали против правительств полдюжины арабских стран. США больше не указывают им, по какому пути идти, а скорее – пытаются угнаться за ними. Освободившиеся от традиционного страха перед своими режимами арабы изрядно спутали карты Америке.
В этой связи содержание речи Обамы являются важным по трем основным причинам. Во-первых, он использовал термин "самоопределение", который обычно используют арабы – участники восстаний против полицейских режимов. А он, этот термин, имеет не только политический, но и правовой смысл.
Во-вторых, Обама дал понять, что право на жизнь в условиях свободы и демократии ("самоопределение") – универсально. И оно должно быть доступно гражданам Бахрейна, правительство которого является стратегическим союзником США, а также ливийцам и сирийцам, союзниками Белого дома не являющимся.
По правде говоря, мы не должны ожидать от Обамы большего, чем то, что он нам уже дал: США поддерживают свободу, демократию, безопасность, экономическое процветание и верховенство закона в арабском мире.
Третьим важным моментом автор считает позицию Обамы по вопросу израильско-палестинского конфликта. Он не выдал радикальной новой политической программы, но определил важные "новые пространства" в некоторых ключевых вопросах, подчеркнув жизненно важные принципы таким образом, что они наполнились новым смыслом.
Новое пространство – это прежде всего желание и готовность Обамы иметь дело с правительством ХАМАСа-ФАТХа. Он оставил открытой возможность, что правительство палестинского единства может стать партнером по переговорам, если ХАМАС публично откажется от своей цели – уничтожения Израиля. Он также сказал, что "квартет" (США, Европейский союз, ООН и Россия) должны приложить новые усилия, чтобы вывести переговоры из тупика. Таким образом, по вопросу ХАМАСа Обама занял позицию "квартета", противоречащую позиции Израиля.
В обоих случаях Обама отверг требования Израиля наложить вето на контакты с ХАМАСом и оставил открытой возможность вести с (террористами – ред.) переговоры.
Комментарии президента по границам 1967 года в качестве основы для переговоров, а также необходимости обеспечения безопасности Израилю и Палестине в качестве конечной цели переговоров – первый шаг. Далее предстоят еще более сложные переговоры - о беженцах и Иерусалиме, пишет автор. Именно отсутствие в речи Обамы и в его последующих высказываниях упоминания ключевых проблем конфликта, в частности – недопустимости возвращения палестинских беженцев на территорию Израиля – больше всего беспокоит израильских лидеров.
Отказ Обамы от фанатичного лоббирования Вашингтоном интересов Израиля и бойкота ХАМАСа свидетельствует, с точки зрения арабского автора, о более сбалансированном и рациональном подходе к переговорам. Де-факто Обама положил конец произраильской политике в Белом доме, резюмирует автор.
Комментарии